НАБОР 1960 – 1962 гг.

Меню архива

Высшие сценарные курсы были основаны в 1960 году.

Приказом Министерства культуры СССР от 25 мая 1960 г. за № 319 министерству совместно с  Оргкомитетом Союза работников кино было предложено создать новое учебное заведение – Высшие сценарные курсы. Приказ был подписан министром культуры СССР Е. Фурцевой. В приказе указывались сроки начала работы курсов /1 октября 1960 г./, количество будущих слушателей /30 человек/, организации, имеющие право направлять своих кандидатов на курсы /министерства культуры союзных республик, союзы писателей и работников кинематографии/. Вся организационная работа по проведению курсов была возложена на Оргкомитет Союза работников кинематографии СССР. Разместить курсы было решено в здании Союза.

В приложение к приказу было утверждено положение о Высших сценарных курсах, согласованное с Председателем Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР Ив. Пырьевым, в котором разъяснялся статус будущего учебного заведения и условия его существования.

Высшие сценарные курсы должны были стать тем единственным в стране местом, где люди не моложе 23 и не старше 35 лет, окончившие высшие или специальные учебные заведения, имеющие опыт литературной, журналистской и иной культурной деятельности, а также определенный стаж работы по своей специальности, могли за два года овладеть профессией кинодраматурга. В первом году обучения слушатели должны пройти все основные теоретические курсы в форме лекций, бесед, просмотров. Второй год занятий предназначен для написания дипломных сценариев под руководством мастера. Уже в начале первого года обучения слушатели закрепляются за определенными мастерами, опытными кинодраматургами. Практические занятия сценарным мастерством начинаются с первых же месяцев учебы на курсах.

Занятия проводятся: в первом году обучения – пять раз в неделю. Один день в неделю предоставляется для самостоятельной работы; во втором году обучения занятия проводятся не более трех раз в неделю, остальное время предназначается для самостоятельной творческой работы.

Места на курсы предоставляются кандидатам из всех союзных республик согласно разверстке.

Прием проводится в три тура:

первый тур – заочный: рассмотрение присланных или представленных автобиографий, документов, литературных и других работ;
второй тур – заочный: рассмотрение выполненных претендентами, отобранными в первом туре, литературных и кинематографических заданий;
третий тур – очный: собеседование с прошедшими второй тур претендентами.

Первый год занятий включает летнюю практику на киностудиях с работой в качестве ассистента режиссера-стажера, а второй год – месячную творческую командировку в один из районов страны для подготовки дипломного сценария.

В положении также оговаривался вопрос о праве руководства курсов отчислять слушателей по причине творческой непригодности.

В дальнейшем некоторые пункты данного положения видоизменялись, но основа будущей жизни курса была заложена именно в этом документе.

9 июня 1960 года было подписано циркулярное письмо о наборе /подписано зам. министра культуры СССР Н. Даниловым и Председателем Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР И. Пырьевым/, выработанное на основе Положения о Высших сценарных курсах при Министерстве культуры СССР и Оргкомитете Союза работников кинематографии СССР, которое было разослано в адрес союзных министерств культуры, оргбюро СРК, союзов писателей, директоров киностудий.

Единственное изменение внесенное в это письмо по сравнению с Положением о курсах: экзамены проводятся в два тура. Первый заочный /соответствует Положению/ – на основе присланных работ; второй – очный, включающий в себя, написание литературного задания и собеседование.

14 сентября 1960 г. Министерством культуры СССР был издан приказ № 507 “О составе приемной комиссии Высших сценарных курсов” /копия документа прилагается/. 25 сентября 1960 г. приказом Оргкомитета СРК за подписью Председателя И. Пырьева был назначен директор курсов – Маклярский Михаил Борисович. Этим же приказом был утвержден Совет Высших сценарных курсов, в который вошли – Каплер А.Я. /председатель/, Вайсфельд И.В., Кокорева И.А., Метальников Б.А., Магат Е.А., Маклярский М.Б., Соловьев В.И., Сытин Т.Г., Трауберг Л.З. Позднее 10 января 1961 года приказом Оргкомитета СРК № 58/1 в состав Совета были введены: Арнштам Л.О., Габрилович Е.И., Кулиджанов Л.А. и руководители творческих мастерских.

Союзные республики выдвинули на курсы 59 кандидатов, кроме того поступило 73 индивидуальных заявления, поддержанных различными общественно-литературными организациями. Для рецензирования литературных работ всех кандидатов была образована специальная группа рецензентов /список рецензентов прилагается/ из числа опытных кинодраматургов, критиков, писателей, в составе 25 человек. Полные списки всех абитуриентов /среди сдававших экзамены на курсы ныне известные: писатель Илья Штемлер и драматург Аркадий Ставицкий/ и ход работы приемной комиссии можно найти в папке “Протоколы № 1-12 заседаний приемной комиссии” (Оп.1 арх.№ 14).

Во втором туре конкурса приняло участие 43 человека. Экзамены проводились с 1 по 20 октября 1960 г. в три этапа (абитуриенты были поделены на три группы). Первая конкурсная работа – письменная рецензия на просмотренный фильм (аудиторная работа, 4 часа), вторая – письменная аудиторная работа (этюд) на заданную тему, третий этап – коллоквиум. В оценке работ была установлена пятибалльная система.

Так как все три группы абитуриентов сдавали экзамены поочередно, то абитуриентам были предложены разные темы литературных этюдов и разные фильмы для разбора.

1 группа: фильм – “Два Федора”, темы этюдов – “Обида”, “Народный суд”, “Последняя электричка”, “В больнице”.
2 группа: фильм – “Все начинается с дороги”, этюды на темы – “В чужом городе”, “Народный суд”, “Сын”, “Последняя электричка”.
3 группа: фильм – “Зеленый фургон”, темы этюдов – “В чужом городе”, “Обида”, “Последняя электричка”, “Ложь”.

Занятия на курсах начались 1 декабря 1960 года. На курсы было зачислено 33 человека. 30 человек на стипендии /Б. Можаев в виде исключения был зачислен на курсы без экзаменов, учитывая высокий уровень представленных им работ/ и 3 человека без стипендии в качестве вольнослушателей. Укомплектование состава слушателей продолжалось в течение первого учебного полугодия. 1 слушатель не явился к началу занятий, двое были отчислены, несколько человек были зачислены на курсы уже после начала учебного года, некоторые вольнослушатели впоследствии были переведены на стипендии.

Основная группа слушателей – 22 человека была зачислена на курсы приказом Оргкомитета Союза работников кинематографии от 23 ноября 1960 г. за № 179, этим же приказом на курсы были зачислены трое вольнослушателей-москвичей – Вейцлер А., Трайнин Б., Шведова И.
Позднее 6 декабря в дополнение к приказу № 179 приказом № 184 от 6 декабря 1960 г. слушателями курсов было зачислено еще 3 человека – Вартанян Г. (Армения), Худайназаров Б. (Туркмения), Челидзе Л. (Грузия). Также в дополнение к приказу № 179 приказом № 194 от 24 декабря 1960 г. на курсы были зачислены следующие 4 слушателя – Ашимов А. (Казахстан), Галиев А. (Казахстан), Зайнутдинова М. (Узбекистан), Абакиров Ю. (Таджикистан). Этим же приказом из числа слушателей отчислен не прибывший на занятия Вартанян Г. Дальнейшее укомплектование состава слушателей шло следующим образом: отчислены слушатели Максимов В.Е. (пр. № 196 от 27 декабря 1960 г.) и Худайназаров Б. (пр. № 105 от 7 июня 1961 г.), Петров И.С. (пр. № 113 от 31 августа 1961 г). Зачислены слушателями – Шайкевич А.В. (Украина, пр. № 12 от 17 января 1961г.), Осетинский О.Е. (пр. № 21 от 2 февраля 1961 г., Москва), Гутин Ю.А. (Москва, пр. № 46 от 16 марта 1961 г.), переведен в слушатели из числа вольнослушателей Вейцлер А. (пр. № 107 от 20 июня 1961 г.). Были зачислены вольнослушателями – Слуцкая Р.О. (пр. № 12 от 17 января 1961 г.), Шведова И.Ф. (пр. № 46 от 16 марта 1961 г.).

Родилась практика временного зачисления на стипендию вольнослушателей на один-два месяца. Более подробную информацию о переменах в составе слушателей можно найти в папках “Протоколы № 1-12 заседаний приемной комиссии сцен. отд. курсов” (Оп. №1 арх. № 14) и “Приказы Оргкомитета СРК” (Оп. 1 арх. №№ 1 и 11).

В первом наборе на курсах работало 6 мастерских. Мастерскими руководили:

Е. Габрилович – при ассистенте А. Мачерет
А. Каплер                       -”-              Ю. Шевкуненко
И. Ольшанский             -”-              Л. Беловой
М. Блейман и В. Соловьев
Б. Метальников – ассистент – Н. Лозинская
Л. Трауберг

Занятия на курсах должны были проходить 12 месяцев с 1 декабря 1960 г. по 30 ноября 1961 г. по следующему графику:

Декабрь 1960 г. – январь 1961 г. – теоретические занятия 5 дней в неделю по 6 академических часов, шестой день – консультации в творческих мастерских и самостоятельные занятия. В течение первых двух месяцев слушатели представляют заявки на будущие сценарии или либретто. После утверждения заявок или либретто слушатели окончательно зачисляются в ту или иную мастерскую (до этого момента распределение по мастерским было условным). К 1 февраля 1961 года все слушатели на основе одобренных заявок и либретто должны приступить к работе над сценариями, создание которых является основной задачей одногодичных Высших сценарных курсов.
В последующие шесть месяцев (февраль-июль 1961 г.) общие занятия должны были проходить 4 дня в неделю, включая один день целиком отданный работе мастерской. 2 дня в неделю – для самостоятельных занятий.

Август 1961 года был отведен для творческих командировок слушателей по сбору материалов для сценариев, сентябрь – отпуск и последние два месяца должны были быть полностью посвящены завершению работы над сценариями.

Согласно Положению о курсах обучение должно проходить два года. Однако, на заседании Коллегии 18 июня 1960 года Министром культуры было указано, что ввиду необходимости форсировать подготовку новых кадров кинодраматургов из союзных республик, а также ввиду острой нехватки сценариев на современные темы срок работы Высших сценарных курсов следует по возможности сократить. Исходя из этого, Оргкомитетом СРК СССР было решено провести одногодичную подготовку кинодраматургов, с расчетом на внесение необходимых корректив в сроки работы курсов в зависимости от требований живой практики. Практика показала, что один год недостаточное время для подготовки профессиональных драматургов. Период обучения был продлен до 1 июля 1962 года.

С учебными планами и программами данного набора можно познакомиться на основе следующих архивных материалов:
Учебный план на два года (первоначальный) в папке “Приказы Оргкомитета СРК” – оп. № 1, арх. № 1 стр. 6-7.
Выполнение учебного плана за первое полугодие и вопросы связанные с повседневной организацией учебного процесса, жизнь творческих мастерских нашли отражение в папке “Отчеты о работе курсов за декабрь 1960 г. – июнь 1961 г.” (оп.1 арх. № 12), в этой же папке содержится письмо Оргкомитета СРК и дирекции курсов, обосновывающее причины, по которым подготовка сценаристов в течение одного года оказалась нереальной.
Дополнительные материалы об организации учебного процесса (проект программы занятий с указанием кол-ва часов и фамилиями педагогов, развернутый перечень лекций прочитанных за два года, расписание-перечень состоявшихся обсуждений фильмов и сценариев с участием их создателей и указанием даты проведения данного занятия, список мероприятий Оргкомитета СРК, в которых участвовали слушатели курсов) можно найти в папке “Учебные планы и программы занятий курсов на 1960-1962 гг.” (оп.1 арх.№ 2). В этой же папке хранятся программы к циклам лекций “Творческие вопросы развития советского кино” педагога С.С. Гинзбурга, программа краткого курса истории советского кино педагога Р. Юренева (со списком фильмов для просмотров).

За два года на курсах работали следующие педагоги:

Анастасьев А.           – “Современная советская драматургия”
Алексеев А.А.  познакомил слушателей с проблемами телевидения*
Арнштам Л.О.  провел творческую беседу
Антонов С.П.           – “Построение сценария”
Абрамов Н.П.           – “Киноискусство капиталистических стран”*
Блейман Н.П.            – “Сценарий немого и звукового фильма”*
Баскаков В.Е.            – “Актуальные проблемы советской кинематографии”
Белова Л.И.      провела беседу о фильмах выпуска 1960 года
Вольпин М.               – “Сюжет в сценарии”
Воробьев Е.З.            – “Современность на экране”, “Работа над словом”*
Вайсфельд И.В.        – “Основы кинодраматургии”*
Герасимов С.А.        – “Актуальные проблемы современного киноискусства”
Габрилович Е. И.     – “Сценарист и режиссер”, “Диалог в сценарии”, “Прозаические элементы сценария”*
Гинзбург С.С.           – “Творческие вопросы развития советского кино”*
Горяев В.       провел беседу о современном изобразительном искусстве
Зархи А.                    – “Сценарий и актер”, “Беседа о кинорежиссуре”*
Зись А.Я.                   – “Основы марксистско-ленинской эстетики”*
Караганов А.В.         – “Проблемы современности в искусстве социалистического реализма”
Каплер А.Я.              – “Кинодраматургия, как новый вид литературы”
Коноплев Б.Н.          – “Современная киностудия”
Лоусон Дж.Г.            – “Проблемы современного киноискусства”
Маневич И.М.          – “Становление сценария, как литературного произведения”
Метальников Б.А. – “Сценарий, как вид современной литературы”
Маклярский М.Б.     – “Писатель и материал”
Марьямов Г.Б.           – “Организация творческо-производственного процесса”*
Нагибин Ю.М.          – “Беседа о киноновелле”
Помещиков Е.М.      – “Начало работы над сценарием”
Папава М.Г.  – “Тема, конфликт, сценарий”
Рачук И.А.                – “Творческая беседа”
Ромм М.И.                 – “Режиссер кино”, “Основы кинорежиссуры”*
Стибор-Рыльский А. – “Трудности взаимоотношений литературы и кино”
Соловьев В.И.          – “Образ и сюжет”
Спешнев А.В.           – “Творческие принципы сценария”
Трауберг Л.З.            – “Композиция сценария”*
Фрейлих С.И.           – “Роль и значение сюжета”, “Современное французское киноискусство глазами кинематографистов”
Ханютин Ю.М.         – “Спор о поколении”, “Творческая беседа о просмотренном”
Чухрай Г.Н.               – “О современном киноискусстве”
Шкловский В.          – “Литературная основа фильма”, “Литература и кинематограф”
Юренев Р.Н.  – “О природе кинокомедии”
Юзовский Ю.            – “Актуальные вопросы современной чешской и словацкойдрамы”
______________________

* отмечены названия лекций, состоявшихся более одного-двух раз, и которые можно отнести к разряду циклов.

 

Приведенный выше список преподавателей и названий лекций свидетельствует о том, что все обучение на курсах было направленно на профессиональную подготовку и расширение кругозора слушателей курсов /этот принцип по возможности будет сохранятся и в дальнейшем/, необходимая идеологическая добавка в виде “Основы марксистско-ленинской эстетики” составила всего 10 занятий по 2 академических часа на протяжении 2-х лет, и к чтению этого предмета был привлечен один из лучших педагогов этой дисциплины, автор книг по эстетике, профессор Зись А.Я. Вообще круг привлекавшихся к работе на курсах преподавателей и просто деятелей культуры, литераторов, искусствоведов, практиков кинематографа, руководителей кинопроцесса говорит о высоком престиже вновь созданного учебного заведения. И о том, что на курсах с первых же дней существования был выработан принцип – знакомить слушателей со всем лучшим, что есть в современной культуре. Очень показательно, что среди разовых бесед по проблемам зарубежной культуры выделены “Киноискусство Франции” и беседа об актуальных вопросах чешской и словацкой драмы.

Именно в эти годы чехословацкий театр становится одним из самых сильных европейских театров, а во Франции – это годы “новой волны” в кинематографе.

Работа творческих мастерских нашла краткое отражение в следующих архивных делах: “Отчеты о работе курсов за декабрь 1960 – июнь 1961 г. (оп.1 арх. № 12) и “Отчеты о работе курсов за 1960 – 1963 гг.” (Оп. 1 арх. № 58), а также в “Стенограмме заседания совета сценарных курсов по обсуждению работы мастерских” (Оп. 1 арх. № 13). На наш взгляд, наибольший интерес в этой стенограмме представляет обсуждение замысла слушателя Короткевича, решившего написать сценарий об американском летчике, сбросившем атомную бомбу и о препятствиях возникших на пути этого замысла, а также разговор о замысле сценария слушателя Челидзе.

Многие из лекций и бесед состоявшихся на курсах в этом наборе застенографированы (оп. 1 арх. №№ 3-10, 15-19, 21-45) и представляют не только научный интерес, но и являются во многом яркими свидетельствами своего времени. Например, в беседе И.А. Пырьева со слушателями курсов (оп.1 арх. № 19) можно найти любопытные высказывания о фильме Калика “Человек идет за солнцем” (о соотношении таланта и незначительной темы), о “Звездном билете” В. Аксенова, драматургии В. Розова, о причинах задерживавших выпуск на экран Ю. Райзмана “А если это любовь”. В это беседе Пырьев прежде всего представлен как Председатель Оргкомитета СРК. В стенограммах бесед и обсуждений можно найти и интересные высказывания слушателей, также многоговорящих о духовной ситуации времени.

К сожалению, в стенограммы первого набора не вошли обсуждения сценариев слушателей, практика стенографирования защит дипломных сценариев на курсах будет введена позднее.

По окончании теоретического курса обучения дипломные сценарии защитили 19 человек. Список выпускников с указанием названий сценариев написанных на курсах прилагается. Дополнительные сведения о выпускниках этого набора (краткие биографические данные, данные о написанных на курсах /помимо дипломов/ работах, информация об их судьбе в ближайшие годы после окончания курсов) можно найти в следующих архивных делах: “Акт выпуска слушателей первого набора” (оп.1 арх. № 52), “Список слушателей первого набора” (оп. 1 арх. № 53), “Отчеты о работе курсов за 1960-1963 гг.” (оп.1 арх. № 58), “Справки о производственной реализации дипломных сценариев слушателей 1-го и 11-го наборов” (оп. 1 арх. № 89), “Отчеты о работе отделения за 1960-1965 гг.” (оп.1 арх. № 158), “Справки о производственной реализации сценариев слушателей курсов” (оп.1 арх. № 204), “Справки о творчестве выпускников первого-третьего наборов” (оп.1 арх. № 235).

На каждого слушателя курсов (вне зависимости защитил он диплом или нет, окончил или нет курсы) заведено личное дело, в котором находятся: личный листок по учету кадров, автобиография, рекомендация к поступлению на курсы, заявление о поступлении на курсы, копия диплома об окончании высшего учебного заведения, экзаменационные работы, рецензии на вступительные работы и на работы написанные в годы учебы на курсах, выписки из протоколов заседаний приемной комиссии и совета курсов, выписки из приказов Оргкомитета СРК (в последующие годы выписки из приказов Госкино) и приказов по курсам, касающиеся данного слушателя, переписка с различными организациями по поводу данного человека и переписка с самим слушателем или впоследствии с выпускником. Личные дела слушателей первого набора следует искать согласно архивной описи № 2л, где они расположены в алфавитном порядке.

Творческие работы каждого слушателя курсов хранятся в архивной описи № 1, начиная с номера № 259, они также расположены в алфавитном порядке по фамилиям слушателей. Это в основном дипломные сценарии. Творческие работы сданные при поступлении на курсы в этом наборе практически не сохранились.

 

СПИСОК СЛУШАТЕЛЕЙ
зачисленных на Высшие сценарные курсы по приказу № 179 от 23 ноября 1960 г.
  1. Агабабов А. – Армения
  2. Гегешидзе Г. – Грузия
  3. Гуляковский Е. – Молдавия
  4. Долгой В. – РСФСР (г.Калининград)
  5. Жакиев Б. – Киргизия
  6. Заленсас К. – Литва
  7. Каралюс В. – Литва
  8. Конюшев В. – РСФСР (г. Шуя)
  9. Короткевич В. – БССР
  10. Леонов Ю. – РСФСР
  11. Лусис Я. – Латвия
  12. Максимов В. – Москва
  13. Мишарин А. – Москва
  14. Можаев Б. – РСФСР (г. Хабаровск)
  15. Москалец В. – Украина
  16. Могила О. – УССР
  17. Наджафов Г. – Азербайджан
  18. Смельченко Н. – УССР
  19. Петров И. – РСФСР (г. Липецк)
  20. Тамберг К. – Эстония
  21. Файнберг В. – Москва
  22. Юсупов Н. – РСФСР (Дагестан)

Вольнослушатели: Вейцлер А., Трайнин Б., Шведова И. – все Москва.

 

СПИСОК  СЛУШАТЕЛЕЙ,
обучавшихся в первом наборе
№№ Ф.И.О. слушателя Руководитель мастерской Название дипломного сценария Производственная судьба сценария
1 Агабабов А.Р. М. Блейман и В. Соловьев “Здравствуй, это я!” Арменфильм, 65г. реж. Ф.Довлатян
2 Ашимов А.У. М. Блейман и В. Соловьев “Жазира” (на курсах написал еще к/м сценарий детского фильма “Пистолет”) вышел под названием “Следы уходят за горизонт”, Казахфильм”, 64г., реж. М.Бегалин
3 Аллахвердов (Вердян) А.М. М. Блейман и В. Соловьев “Я иду с вами”
4 Галиев А.В. М. Блейман и В. Соловьев “Трижды три” на курсах написал два сценария вышел под названием “Хотите верьте – хотите нет”, Ялтинская к/с, 65г., реж. И.Усов и Ст.Чаплин
5 Гегешидзе Г.Ш. Е. Габрилович Вовремя диплом не представил. Отчислен с правом защиты.
6 Акабиров Ю. Б. Метальников Отчислен без права защиты.
7 Вейцлер А.Л. На курсах работал над сценарием совм. с А.Ми шариным
8 Гуляковский Е.Я. Ю. Шевкуненко “Над пустыней небо” Узбекфильм, 63г., реж. Д.Салимов
9 Гутин Ю.А. Ю. Шевкуненко “Бухта называется Елена “Бухта Елена” к/с Довженко, 64г., реж. Коваль и А. Эстрин
10 Долгий В.Г. Е. Габрилович “Я купил папу” “Первый рейс” к/с им.Горького, 64г. реж. И.Фрез Ленфильм, 77г., реж. А.Шахмалиева
11 Жакиев Б. Е. Габрилович “Озеро ожидания”
12 Заленсас К.П. М. Блейман и В. Соловьев “Ведьма” опубликован в журнале “Искусство кино” 64г,№4
13 Конюшев В.Ф. Б. Метальников Вовремя сценарий не представил Отчислен с правом защи ты. Диплом не защитил.
14 Короткевич В.С. Б. Метальников “Гневное солнце, палящее
15 Леонов Ю.Н. И. Ольшанский “Берег семи желаний”
16 Лусис Я.А. М. Блейман и В. Соловьев Сценарий вовремя не представил Отчислен с правом защи ты. Диплом не защитил.
17 Могила О.А. Е. Габрилович “Главный секрет”
18 Мишарин А.Н. Диплом не защитил
19 Можаев Б.А. Ю. Шевкуненко “Тонкомер” в прокате “Против неба на земле” “Зеленый дом” Сверд.к/с 64г, реж. А.Фролов
20 Наджафов Г.Д. М. Блейман и B. Соловьев “Меня зовут Аскер”
21 Омельченко Н.М. Ю. Шевкуненко “Повесть о Пташкине” к/с Довженко,65г. реж. Б.Крыжановский
22 Осетинский О.Е. И. Ольшанский “Катера”
23 Тамберг К.Х. Б. Метальников Вовремя диплом не представил Отчислен с правом защи ты. Диплом не защитил.
24 Трайнин Б.И. Л. Трауберг Отчислен без права защиты диплома
25 Файнберг В.Л. Л. Трауберг “Счастливые новости”
26 Челидзе Л.С. И. Ольшанский “Кусочек солнца”
27 Шайкевич А.В. Е. Габрилович Диплом вовремя не защитил
28 Шведова И.Ф. Л. Трауберг Отчислена без права защиты диплома
29 Юсупов Н.А. И. Ольшанский “Канатоходцы” Напечатан в журнале “Искусство кино” 63г,№1
30 Зайнутдинова М. М. Блейман и В. Соловьев Отчислена без права защиты диплома

 

Таким образом на Высшие сценарные курсы было зачислено 34 человека, из них 4 на правах вольнослушателей, впоследствии переведенные в число стипендиатов. Дипломные сценарии защитили 19 человек. 7 слушателей вовремя не успевшие защитить по разным причинам дипломы получили право защитить дипломные сценарии в течение октября-декабря 1962 года. Никто из них впоследствии диплома не защитил. 4 человека, чьи сценарии не получили одобрения Совета ввиду слабости их профессионального уровня получили справки о том, что они прослушали цикл теоретических лекций. Права защитить диплом в дальнейшем они получили.

По различным причинам творческого и бытового порядка в процессе занятий в разные сроки были отчислены четверо слушателей: Каралюс Витаутас Генрикович (Литва), Москалец Вилий Константинович (Украина), Петров Игорь Святославович (РСФСР), Худайназаров Бердыназар (Туркмения).

Краткие аннотации на дипломные сценарии можно найти в папке “Акт выпуска слушателей первого набора” (Оп. 1 арх.№ 52) Информацию о производственной судьбе сценариев выпускников этого набора можно также найти в папках: “Отчеты о работе курсов за 1960-1963 гг.(оп.1 арх. № 58), “Справки о производственной реализации сценариев слушателей курсов” (Оп. 1 арх. № 204), “Справки о творчестве выпускников первого-третьего наборов сценарного отделения” (оп.1 арх. № 235), “Справки о производственной реализации дипломных сценариев слушателей первого-второго набора” (Оп. 1 арх. № 89), “Справки о фильмах, поставленных по сценариям выпускников курсов” (Оп. 1 арх. № 222).

СОСТАВ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
Высших сценарных курсов (Приказ по Министерству культуры СССР от 14 сентября 1960г. № 507)

Данилов Н.Н.                       – председатель комиссии
Габрилович Е.И.                  – заместитель председателя
Каплер А.Я.                          – заместитель председателя
Щеглов И.И.             – ответственный секретарь

Члены комиссии:

Арнштам Л.О., Блейман М.Ю., Бабин С.П., Вайсфельд И.В., Воробьев Е.З., ИсаевК.Ф., Коварский Н.А., Кокорева И.А., Маневич И.М., Метальников Б. А., Нагорный С.Г., Ольшанский И.Г., Папава М.Г., Парамонова К.К., Погожева Л.П., Райзман Ю.Я., Рошаль Г.Л., Сазонов А.Н., Салынский А.Д., Сажин П.А., Соловьев В.И., Смирнова М.Н., Спешнев А.В., Сурин В.Н., Тендряков В.Ф., Трауберг Л.З., Шевкуненко Ю.А., Юренев Р.Н.

СПИСОК РЕЦЕНЗЕНТОВ
  1. Белова Л.И.
  2. Блейман М.Ю.
  3. Брагинский Э.В.
  4. Варшавский Я.Л.
  5. Галантер /Галанов/ Б.Е.
  6. Галич А.А.
  7. Залесская Б.И.
  8. Зоркая Н.М.
  9. Катинов В.В.
  10. Кладо Н.Н.
  11. Коварский Н.А.
  12. Кремлев Г.Д.
  13. Крепс В.М.
  14. Ласкин Б.С.
  15. Маклярский М.Б.
  16. Мдивани Г.Д.
  17. Минц К.Б.
  18. Новогрудский А.Е.
  19. Помещиков Е.М.
  20. Салахян А.Н.
  21. Сергеева /Игнатьева/ Н.А.
  22. Смирнова М.Н.
  23. Тоом Л.В.
  24. Филимонов А.А.
  25. Шнорре М.Э.