21 ноября на Курсах произошло особое событие – встреча с  кинорежиссером Ю.Б.Норштейном, погрузившим слушателей в  свой волшебный мир творчества и размышлений об искусстве.  Его Волчок из фильма «Сказка сказок», стоящий перед  дверью, за которой слепящий глаза Свет и Тайна – может  служить метафорой этой встречи с большим Мастером. Тема занятия была определена как «Рождение образа в кино»,  но разговор не ограничился только вопросами режиссерской  профессии, он был насыщен многочисленными отсылками к  литературе, музыке, живописи. Ю.Б.Норштейн обозначил  внутренние границы и связи разных видов искусств в  приложении к созданию образного строя своих фильмов. Мастер преподал бесценный урок профессии и  бескомпромиссного служения своему делу. Мастер-класс Ю.Б.Норштейна сопровождался яркими и  глубокими комментариями Н.И.Клеймана.

В продолжение темы приводим высказывания Ю.Б.Норштейна в интервью, взятом выпускницей Курсов Аленой Полуниной: «Это состояние свободы по-иному давало ощущение  кинематографа. Но это не та сегодняшняя, без переживания,  свобода, а свобода осмысленная, свобода выстраданная. Не  свобода делать, что хочешь, – а упорядоченная свобода.  Свобода, проработанная высоким знанием. А это несколько  другая свобода, свобода знающих людей, а не свобода  безграмотности, когда человек считает, что он может делать  все, что угодно, без всякой ответственности за свои  деяния».

«Внутреннее состояние любого художественного произведения  должно находиться в согласии с некоторыми законами,  которые ты сам для себя определил. И тогда в  художественное произведение входит чувство гармонии. Без  этого состояния сделать ничего нельзя». «На нас все время действует все, что нас окружает, – из  этого складывается личность. Вот в этом смысле каждый –  индивидуальность. Но есть нечто общее – некая…  многократная экспозиция. И творческий результат – это  будет результат твоих знаний, твоих переживаний, твоего  темперамента, твоего «бессознания», что давно в тебя  заложилось, еще в тот, возможно, период, когда ты не  сознательно ощущал окружающий мир, результат именно твоих потрясений. И поэтому ты делаешь именно этот фильм и  никакой другой».
«Еще я хотел бы пожелать – иметь критерии не только в  кинематографе, а и в других великих искусствах за  пределами нашего времени. За всю историю человечества  создано такое количество культурных ценностей, что надо  чуть-чуть сместить критерии. Тогда ты попадаешь внутрь  этого критерия и есть куда стремиться, уходит чувство  зависти – нельзя же завидовать Веласкесу, к примеру, или  Микеланджело? Легкости в работе не могу пожелать…»

norstein_kleiman