Набор VI объявлен Приказом Госкино СССР № 246 от 18 июня 1973 г.
Циркулярным письмом Госкино СССР, СК СССР и СП СССР за № ВБ-13/163 от 14.06.73 было предусмотрено создание на курсах мастерской по подготовке сценаристов детского и юношеского фильма. Это была первая специализированная подготовка сценаристов детского фильма на курсах, хотя выпускники предыдущего набора – А. Усов, Э. Борбиев, Л. Васильева-Гангнус, Р. Ветра, И. Петкевич в качестве дипломов представили сценарии, написанные на детской тематике.
В связи с новым набором курсы провели определенную работу по привлечению на курсы литераторов, пишущих для детей. Дирекция курсов обратилась в крупные газеты и журналы, редакции всех журналов СП РСФСР, издающихся на русском языке, и в Совет по детской и юношеской литературе СП СССР с просьбой рекомендовать на курсы талантливых детских писателей и журналистов, пишущих о проблемах детства.
Набор производился также в мастерские комедийного и современного фильма. Профильный набор в мастерскую комедийного фильма также был осуществлен впервые.
По условиям конкурса абитуриенты должны были представить, помимо других литературных работ, заявку /5-10 стр./ на сценарий полнометражного фильма. /Циркулярное письмо о наборе см. арх. № 15, оп.2/.
Заключительный тур творческого конкурса – экзамены на курсах – проходил по следующей программе:
Просмотр фильма.
К сожалению, в архиве курсов материалы работы сценарного отделения за 1973 год не сохранились. Поэтому имеется только проект состава приемной комиссии /оп.2 арх.№ 12/. Имеется информация только о количестве абитуриентов, поступавших в мастерскую детского фильма: 15 человек, 11 от московской писательской организации, 4 – от республик. К заключительным экзаменам было допущено 9 человек.
Приказом Госкино СССР № 150 от 21 декабря 1973 года было зачислено 26 человек в мастерские комедийного, детского и современного фильма.
Параллельно с этим набором был проведен опыт подготовки производственно-перспективных сценариев за один год. Приказом Госкино СССР № 522 от 27 декабря 1973 г., в дополнение к приказу № 510, на сценарное отделение было зачислено 12 выпускников сценарного отделения ВГИКа /одногодичная группа/, работавших над сценариями на базе Центральной сценарной студии и посещавших занятия двухгодичной группы сценаристов. Слушатели этой группы были распределены по мастерским следующим образом:
Мастерская Габриловича Е.И.
Гоник В.С.
Потоцкий В.И.
Холин Ю.В.
Мастерская Григорьева Е.А.
Беляковская Р.А.
Миндадзе А.А.
Сухоребрий В.Г.
Мастерская Михалкова-Кончаловского А.С.
Верещагин Н.А.
Желудев В.Д.
Ростиков Е.А.
Мастерская Шлепянова А.И.
Иванов В.Л.
Нагайцев Е.Г.
Рыбаков А.А.
Приказом Госкино СССР № 51 от 12 декабря 1974 года был утвержден состав Совета отделения. В дополнение к этому приказу в состав Совета позднее введены: Метальников Б.А. в качестве заместителя председателя Совета и Нехорошев Л.Н. Распоряжением по курсам № 2 от 6 февраля 1974 г. слушатели двухгодичной группы были распределены по 9 мастерским.
Слушатели одногодичной группы обучались с 15 января по 31 декабря 1974 года. Часть из них написала сценарии, по которым были заключены договоры с Центральной сценарной студией. Два слушателя этой группы были отчислены с курсов в течение года по семейным обстоятельствам: Потоцкий В.И. с 18 января 1974г. /пр. Госкино СССР от 05.05.74 № 168/ и Желудев В.Д. с 16 августа 74г. /пр. Госкино СССР от 18.09.74 № 291/.
Договоры были заключены с выпускниками одногодичной группы: В. Ивановым, А. Миндадзе, В. Сухоребрым, Р. Беляковской, А. Рыбаковым, В. Гоником. В дальнейшем Центральная сценарная студия расторгла договоры с В. Гоником и А. Рыбаковым “по причине бесперспективности сценариев”. Сценарии слушателей Ю. Холина, Е. Ростикова, Н. Верещагина, Е. Нагайцева не удовлетворили Центральную сценарную студию. арх.№ 30 оп.2/
По сценарию А. Миндадзе “Защитник” был снят фильм “Слово для защиты” – Мосфильм, 77г., реж. В. Абдрашитов.
Занятия на курсах проводились в соответствии с учебными планами /оп.2 арх.№№ 47, 51/.
Слушателями сценарного отделения были прослушаны лекции по курсам:
Марксистско-ленинская эстетика – Скатерщиков В.К.
Мастерство кинодраматурга – Габрилович Е.И.
Фигуровский Н.Н.
Львовский М.Г.
/В рамках этого курса был прочитан спец. цикл лекций “Сценарист и производство –
преп. В,М. Дьяченко/
История советского кино – Козлов Л.К.
История зарубежного кино – Шатерников М.С._ Разлогов К.Э.
Теория кинодраматургии –
Вайсфельд И.В.
Трауберг Л.З.
Демин В.П.
Основы кинорежиссуры –
Жалакявичус В.П.
Кончаловский А.С.
Тарковский А.А.
Основы монтажа – Лихачева Т.С.
Музыка в фильме – Каретников Н.Н.
Организация кинопроизводства – Семенов Р.А.
Основы операторского мастерства – Гальперин А.В.
“Проблемы марксистско-ленинской философии, теории научного коммунизма” читали: Ивашин И.Ф., Лятковский И.В., Карпинский Л.В., Ляшковцев В.А., Украинский Д.В., Венжер В.Г., Шлепентох В.Э., Бестужев-Лада И.В., Шубкин В.Н.,
“Обзорные лекции по международному положению” – преп. Лукин В.П., Делюсин Л.П., были прочитаны циклы лекций по различным проблемам современной науки, культуры, искусства – преп. Караганов А.В., Карцева Е.Н., Лукин В.П., Делюсин Л.П., Шерстнев Е.С., Давыдов Ю.Н., Кузнецов Н.Н., Вулф В.Я., Иванов В.В., Петербурцев В.А., Поляков М.И., Симченко Ю.Б., состоялись встречи с мастерами кино и другими деятелями искусства:
встречи с кинодраматургами: О. Агишевым, Л. Браславским, Е. Габриловичем, Е. Григорьевым, Р. Габриадзе, Б. Добродеевым, В. Ежовым, Родольфо Сонего (Италия);
встречи с режиссерами худ. фильма: Л. Арнштамом, И. Авербахом, Г. Данелия, Э. Шенгелая, С. Соловьевым, А. Михалковым-Кончаловским, В. Мотылем, А. Хамраевым, Я. Баликом (Чехословакия), К. Вольфом (ГДР), Ф. Марьяши (Венгрия), К. Занусси (Польша);
встречи с режиссерами док. фильма: С. Арановичем, В. Груниным, Г. Франком, А. Видугирисом, М. Меркель, С. Кулишом, П. Мостовым, А. Медведкиным, И. Богуславским, В. Коноваловым, В. Левиным, Л. Станукинас, П. Коганом, Г. Красковым;
встречи с кинооператорами: С. Вронским, А. Кричевским, А. Левитаном;
встречи с работниками Госкино: Д.К. Орловым, Т.И. Гваришвили, П.М. Панюшкиным, Л.К. Шведовым.
Были введены новые циклы лекций – “Современный советский фильм” /преп. Ханютин Е.М./, “Современный зарубежный фильм” /преп. Баскаков В.Е./. Цикл лекций по киноискусству Японии был прочитан Генс И.Ю., по киноискусству стран народной демократии – Рубановой И.И., по киноискусству Италии – Богемским Г.Д.
Курс лекций на тему “Художник в современном кино” прочла Волкова П.Д.; цикл лекций “Проблемы научно-популярного кино прочел Васильков И.А., “Проблемы документального кино” – Дробашенко С.В.
Более подробную информацию о преподавателях /с указанием ученых степеней и званий/ и о курсах прочитанных лекций /программы, темы лекций, планы занятий/ можно найти в архивных папках №№ 47, 51 оп.2.
Занятия по курсу “Современный советский фильм” включали обсуждение просмотренных фильмов. На этих обсуждениях присутствовали создатели фильмов.
Работа в творческих мастерских помимо занятий по овладению профессиональным мастерством была направлена на написание дипломов – сценариев полнометражных художественных фильмов. Все этапы работы над сценарием зафиксированы в протоколах заседаний Совета отделения. /оп.2 арх.№№ 49, 53/. В папке № 53 содержатся также протоколы заседаний совета по защите дипломов, соответствующие стенограммы этих заседаний, хранящихся в папках №№ 54, 55, 56, 57 /оп.2/.
Застенографированы и хранятся в архивных папках №№ 61, 62, 63 /оп.2/ беседы о кинорежиссуре А.С. Михалкова-Кончаловского. В папке № 62 сохранился также доклад слушателя А.Л. Александрова о проблеме жанра “Трагедия”. Занятия А.С. Кончаловского были построены как диалоги со слушателями, включали также доклады слушателей о природе разных жанров.
В 1974 году слушатели прошли производственную практику на киностудиях “Мосфильм” и им. Горького. 6 слушателей проходили практику на студиях союзных республик: “Арменфильм”, “Азербайджанфильм”, “Таллинфильм”, “Казахфильм” и Литовской киностудии. /оп.2 арх. № 48/.
В период летней учебно-творческой практики рядом слушателей были осуществлены командировки по сбору материала для сценариев /за счет средств СК СССР/.
Из 26 слушателей, зачисленных в группу двухгодичного обучения своевременно защитили дипломы 20 человек. В период обучения был исключен Пашаев Видади /Пр Госкино СССР № 154 от 04.05.75/. Вольнослушатель Кийк Хейно Янович, обучавшийся на курсах без выплаты стипендии, решением совета был освобожден от защиты диплома.
Приказом Госкино СССР № 564 от 23.12.75 года 20 выпускникам этого набора была присвоена квалификация кинодраматурга. Четверым выпускникам Акмамедову А., Раудсеппу С., Тауриню Э.А., Феденеву Р.К., не представившим к защите сценарии, было предоставлено право защиты дипломных работ в течение 1976 г.
Акмамедов Алты защитил дипломный сценарий “Горсть земли” 3 июня 1977г. /оп.4 арх. № 34/. Приказом Госкино СССР № 265 от 05.07.77 г. ему была присвоена квалификация кинодраматурга.
Трое слушателей курсов П. Лунгин, Э. Пашнев, А. Родионова были командированы на Всесоюзный семинар сценаристов детского кино в Репино /оп.2 арх.№ 28/.
Процесс учебы очень подробно /вплоть до списков просмотренных фильмов и дат проведения занятий/ описан в отчетных справках курсов. Там же содержится информация о сценариях выпускников и их дальнейшей творческой деятельности. /оп.2 арх.№№ 24, 29, 30, 32, 48, 52, 59/.
Особо следует обратить внимание на папку “Отчетный материал и справка о работе курсов с 1960-1975 гг. для коллегии Госкино СССР 12 августа 1975 г.” /оп.2 арх.№ 30/. В ней содержатся материалы по истории курсов с момента их создания, включая “Список полнометражных художественных фильмов, поставленных по сценариям выпускников сценарного отделения курсов 1963-1974 гг.”.
Важным событием в истории курсов произошедшим в период обучения этого набора стало утверждение нового положения о Высших курсах сценаристов и режиссеров/прежнее от 1 октября 1963 года было утверждено приказом Гос. Комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР от 22.06.64г. № 192/106/.
№№ | ф.И.О. слушателя | Руководитель мастерской, профиль | Название сценария, № папки, в которой хранится стенограмма зашиты | Производственная судьба сценария |
---|---|---|---|---|
1 | Александров А.Л. | Львовский М.Г. Голубкина Л.В. /детск. фильма/ | “Деревня Утка” /оп.2 арх.№ 49/ “Голубой портрет моей мамы” – диплом /оп.2 арх.№ 54/ | к/с им.Горького, 76г., реж. Б. Бунеев “Голубой портрет” 76г., Мосфильм, реж. Г. Шумский |
2 | Акмамедов А. | Агранович Л.Д. /совр. ф-м/ | “Горсть земли” /оп.4 арх. № 34/ | |
3 | Балтушникас Р.А. | Арнштам Л.О. /совр. ф-м/ | “Завтра не приходи” /оп.2 арх.№ 58/ | |
4 | Горло А.И. | Метальников Б.А. /совр. ф-ма/ | “Что нам стоит дом по- строить?”/оп.2 арх.№57/ | |
5 | Илубаев И. | Фигуровский Н.Н /совр. ф-ма/ | “Красная юрта на зеле- ном лугу” /арх.№ 55, 56/ | |
6 | Исхаков Д. | Соловьев В.И. /совр ф-м/ | “Горячее лето” /оп.2 арх.№ 58/ | |
7 | Иванов Д.В. | Данелия Г.Н. /комед. ф-м/ | “Большая площадь” /оп.2 арх. № 58/ | |
8 | Ибраимов Т.И. | Соловьев В.И. /совр. ф-м/ | “Зеленый берег, далекий горизонт” /оп.2 арх.№58 | |
9 | Кучаев А.Л. | Лунгин С.Л. /комед. ф-м/ | “Ненормальный” /оп.2 арх.№ 58/ | |
10 | Лунгин П.С. | Львовский М.Г. Голубкина Л.В. /детск. ф-м/ | “Фрол Калиткин – супер-звезда” /оп.2 арх.№№ 55, 56/ | “Все дело в брате”(при уч. В. Горлова), 77г., к/с им. Горького, реж. В. Горлов |
11 | Михальский В.В. | Фигуровский Н.Н /совр. ф-м/ | “Такая короткая жизнь” /оп.2 арх.№ 55, 56/ | |
12 | Марьямов А.А. | Метальников Б.А. /совр. ф-м/ | “Товарищеские встречи” /оп.2 арх.№ 54/ | |
13 | Овсепян Р.Г. | Метальников Б.А. /совр. ф-м/ | “Сумасбродные наши деды” /оп.2 арх.№ 58/ | |
14 | Поляк /Измайлов/ Л.М. | Лунгин С.Л. /комед. ф-м/ | “Специалист” /оп.2 арх.№ 57/ | |
15 | Пешко И.Г. | Дьяченко В.М.* /совр. ф-м/ | “Аисты под крышами” /оп.2 арх.№ 58/ | |
16 | Пашнев Э.И. | сначала Трунин В затем Львовский Голубкина /дет. ф-м/ | “Картошка” /оп.2 арх.№ 54/ | “Поле перейти” 76г., к/с им. Горького реж. Ю. Григорьев |
17 | Родионова А.С. | Львовский М.Г. Голубкина Л.В. /дет. ф-м/ | “Школьный вальс” /оп.2 арх.№ 54/ | к/с им.Горького, 78г., реж. П. Любимов |
18 | Розанов А.С. | Лунгин С.Л. /комед. ф-м/ | “Две недели взаймы” /оп.2 арх.№ 54/ | |
19 | Старостин А.С. | Агранович Л.Д. /совр. ф-м сначала в дет./ | “Белый старик с реки мертвых”/оп.2 арх.№ 57/ | |
20 | Шалахметов Г.М. | сначала Трунин В затем Дьяченко* /совр. ф-м/ | “Зачем тебе Сартас?” /оп.2 арх.№ 57/ | |
21 | Шерешев В.И. | Львовский М.Г. Голубкина Л.В. /дет. ф-м/ | “Первенец” /оп.2 арх.№ 55, 56/ |
* Дьяченко назначен мастером /руководителем диплома/в связи с болезнью В.В. Трунина.
Личные дела слушателей этого набора см. оп.3 арх.№№ 1-37,
творческие работы – оп.2 арх.№№ 64-134.
Мастерская комедийного фильма:
Мастерская детского фильма:
Мастерская современного фильма: