НАБОР 1971 – 1972 гг.

Меню архива

22 апреля 1970 года было выпущено и разостлано по республикам очередное Положение о наборе сценаристов художественного фильма.

Абитуриентам было предложено представить на конкурс расширенную заявку /15-20 стр./ на сценарий художественного фильма и любые другие опубликованные и неопубликованные литературные произведения: рассказы, повести, пьесы, очерки. В условиях набора особо оговаривалось, что без представления заявок приемная комиссия материалы кандидата рассматривать не будет. В положении о наборе говорилось: “Вопрос о зачислении будет решаться в первую очередь по представленным абитуриентами заявкам на полнометражный сценарий художественного фильма, посвященный актуальным проблемам современности или военно-патриотичекой теме. Заявка абитуриента должна быть рассмотрена и одобрена соответствующей киностудией, республиканским комитетом и включена в перспективный план. Может быть также представлена заявка, на которую уже имеется договор с киностудией” /оп. 1 арх. № 115/ В этой же папке хранится разнарядка на рассылку циркулярных писем /положения/ о наборе, предложения дирекции курсов по проведению 5-го набора, поименный список лиц, кому эти письма были разостланы.

Приказом председателя комитета по кинематографии РСФСР была образована приемная комиссия по отбору кандидатов на сценарное отделение курсов в составе:

Нифонтов Г.И.         – председатель комиссии

Гваришвили Т.И.     – заместитель председателя

члены комиссии:

Васильков И.А., Бабукина Е.А., Дурман Г.В., Емельянов Г.А., Мадорский А.Г., Семенов Н.К.

Приказом председателя Комитета по кинематографии при СМ СССР № 450 от 16 сентября 1970 г. была утверждена приемная комиссия. Позднее в дополнение к этому приказу был введен в состав приемной комиссии В.И. Соловьев.

Экзамены проходили по следующей программе: просмотр фильма (его устный разбор), литературный этюд (письменная работа в аудитории), коллоквиум.

Материалы работы приемной комиссии /4 протокола/ хранятся а папке оп.1 арх. №117. Среди абитуриентов этого набора /не поступивших/ Юна Мориц /не допущена к экзаменам по итогам творческого конкурса/, Людмила Петрушевская /копии рецензий на ее вступительные работы хранятся в папке арх. № 250 оп.1. В этой же папке сохранились рецензии на вступительные работы Виктории Токаревой, также абитуриентки этого набора, рецензия А. Галича на вступительные работы одного абитуриента /О. Тимофеева/. Среди абитуриентов этого набора также писательница Валерия Алфеева, рецензии на ее работы хранятся в папке № 249 оп.1.

Приказом Комитета по кинематографии при СМ СССР № 596 от 11 декабря 1970г. на сценарное отделение было зачислено 20 слушателей. Затем приказом № 10 от 11 января 1971 г. был зачислен Мухамеджанов Рахсибай /Узбекская ССР/ и приказом № 55 от 5 февраля Ветра Р.А. /Латвийская ССР/.

На отделении работало 8 творческих мастерских. материалы о работе отделения в 1971-1972 гг. можно найти в папках учебных планов /оп.2 арх. №№ 35, 37, оп.1 арх. № 253/, а также в папках отчетов о работе отделения и выполнения учебного плана /оп.1 арх. № 128. оп.2 арх. №№ 12, 36, 38/. Жизнь творческих мастерских нашла отражение в папках протоколов – оп.2 арх № 13, и “Заседания совета”- оп.2 арх. № 39.

Все слушатели отделения прошли производственную практику на киностудиях страны. Приказ о направлении слушателей на прохождение производственной практики /№ 373 от 29 июня 1971 г./, программа практики /приложение к приказу № 373/ хранятся в папке оп.1 арх. № 125. Материалы защиты дипломных сценариев находятся в папках оп.2 арх. №№ 40-44. Стенограммы заседаний соответствуют следующим номерам протоколов защит /арх. № 39 оп. 2/

Занятия были завершены 31 декабря 1972 г. к моменту защиты дипломных сценариев на отделении обучалось 17 человек.

По просьбе бывшего слушателя Верта Р.А. /Латвия/ Совет счел возможным разрешить ему представить в качестве дипломной работы сценарий полнометражного фильма “И воззвенит урок”. Таким образом, Совет на своих заседаниях обсудил сценарии 18 слушателей. Все 18 сценариев были приняты как дипломные работы.

Все сценарии, как это было рекомендовано еще положением о наборе, были написаны слушателями на современные темы.

Приказом Госкомитета по кинематографии при СМ СССР № 525 от 27.12.72 г. всем 18 выпускникам была присвоена квалификация кинодраматурга.

 

СПИСОК ДИПЛОМНЫХ СЦЕНАРИЕВ
выпускников 5 набора
№№Ф.И.О. слушателяРуководитель мастерскойНазвание диплома /арх.№ папки, в кото рой хранится стено грамма защиты/Производственная судьба сценария
1Акопов Э.Т.Метальников Б.А.“Грант-победитель” /арх.№ 40 оп. 2/“Человек из Олимпа”, Арменф-м, 74г., реж. Д.Кесаян
2Борбиев Э.Б.Арнштам Л.О.“Улыбка на камне” /арх.№ 41 оп.2/Киргизф-м, 74г., реж. М. Ибрагимов
3Васильева- Гангнус Л.П.Ежов В.И., Соловьев В.И.“Синие осины” /арх.№ 40 оп.2/
4Ветра Р.А.Блейман М.Ю.“И воззвенит новый урок”/арх.№ 44 оп.2/
5Карпухин Э.В.Лунгин С.Л.“Белая дорога” /арх.№ 42/Таджикф-м, 74г., реж. А.Аразян
6Киселев Ю.А.Агранович Л.Д.“Черная Суббота” /арх.№ 41/
7Кузьмина Л.А.Лунгин С.Л.“Ты, да я, да все мы вместе” /арх.№ 43/
8Леонов Н.И.Метальников Б.А.“Ринг” /арх.№ 43/Одесская к/с, 73, реж. В.Новак
9Мухамеджанов Р.Ольшанский И.Г.“Приятного аппетита” /арх.№ 44/
10Мирошниченко О.Ежов В.И., Соловьев В.И.“высокое напряжение” /арх. № 40/
11Петкевич- Битова И.Г.Метальников Б.А.“Девочка из Ленинграда /арх.№ 42/
12Попогребский П.Агранович Л.Д.День приема по личным вопросам” /арх.№ 43/Ленфильм, 74г., реж. С.Шустер
13Путилов Б.А.Ежов В.И., Соловьев В.И.“Синебожье” /арх.№ 42/
14Сихарулидзе В.ВАрнштам Л.О.“Жаркая неделя осени” /арх.№ 40/“Жаркий август”, Гру- зияф-м, реж. Элиава
15Соколова М.Н.Ольшанский И.Г.“Колодец” /арх.№ 44/
16Тер-Григорян /Эйрамджан/ А.НОльшанский И.Г.“Была не была” /арх.№ 41/
17Усов А.Н.Ежов В.И., Соловьев В.И.“Про Витю, про Машу, необычный лагерь и морскую пехоту” /арх.№ 43/Вышел под названием “Про Витю, про Машу и про морскую пехоту”, Одесская к/с, 73г., реж. М.Пташук
18Фаталиев Р.М.Блейман М.Ю.“Марш” – вышел под /арх.№ 41/назв. “Твой первый час” Азербайджанф-м, 74г., реж. А.Бабаев. Фильм получил диплом жюри У11 ВКФ

 

Дополнительную информацию о сценариях выпускников можно найти в папках “Отчеты о работе курсов” /оп.2 арх.№ 12/, “Отчеты о работе сценарного отделения” /оп.2, арх.№ 38/, “Справка о работе курсов за 1960-1971 гг.” /оп.2 арх.№ 8/, “Отчеты о работе курсов за 1960-1970 гг.” /оп1 арх.№ 127/.

Занятия мастерской Ольшанского посещала Аллахвердова Нина Грантовна. Обсуждение ее сценария “Пионерка Мэри Пикфорд” можно найти в стенограмме по защите дипломов оп.2 арх.№ 44.

Личные дела слушателей этого набора хранятся в алфавитном порядке в описи 1л, творческие работы хранятся в оп.1.

СОСТАВ ПРИЕНОЙ КОМИССИИ
по отбору слушателей на сценарное отделение набор 1970 г.

Баскаков В.Е.  -зам. Председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР, Председатель комиссии

Кокорева И.А.  – зам. начальника Гл. управления худ. кинематографии,зам. председателя

Караганов А.В.  – секретарь Правления СК СССР, зам. председателя

члены комиссии:
  1. Алешечкин Г.М.  – начальник Отдела кадров и учебных заведений Комитета по кинематографии при СМ СССР
  2. Блейман М.Ю.  – кинодраматург
  3. Бирюкова В.С.  – и.о. гл. редактора к/с им. Горького
  4. Добродеев Б.Т.  – зам. председателя комиссии кинодраматургии СК СССР, кинодраматург
  5. Балихин А.Е.  – член сценарно-редак. коллегии гл. управления худ.  кинематографии
  6. Каплер А.Я.   – секретарь Правления СК СССР, кинодраматург
  7. Котов Е.С.   – зам. гл. редактора сценарно-редакционной коллегии Гл. управления худ. кинематографии
  8. Метальников Б.А.  – председатель московской секции кинодраматургов СК СССР, кинодраматург
  9. Маклярский М.Б.  – директор Высших курсов сценаристов и режиссеров
  10. Сытин В.А.   – зам. гл. редактора сценарно-редакционной коллегии Гл. управления худ. кинематографии
  11. Ерошина Н.В.  – заместитель директора ВКСР     ответственный секретарь комиссии

 

СПИСОК СЛУШАТЕЛЕЙ СЦЕНАРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
(Приказ о зачислении от 11 декабря 1970 г. № 596)
  1.  Акопов Э.Т.                          – Армения
  2. Борбиев Э.Б.                        – Киргизия
  3. Васильева-Гангнус Л.П.   – Москва
  4. Калецкая Т.П.                       -Ленинград
  5. Карпухин Э.В.                     – Таджикистан
  6. Киселев Ю.А.                       – Москва
  7. Кузьмина Е.А.                      – Москва
  8. Леонов Н.И.                          – Москва
  9. Мирошниченко О.Р.            – Москва
  10. Медведникова Л.А.             – Москва
  11. Петкевич-Битова И.Г.         – Ленинград
  12. Попогребский П.А.             – Москва
  13. Путилов Б.А.                        – Свердловск
  14. Рабинович /Корина/ А.А. – Ленинград
  15. Румарчук Л.И.                      – Москва
  16. Сихарулидзе В.В.                – Грузия
  17. Соколова М.Н.                     – Москва
  18. Тер-Григорьян А.Н.           – Армения
  19. Усов А.Н.                              – Москва
  20. Фаталиев Р.М.                      – Азербайджан

 

СОСТАВ СОВЕТА СЦЕНАРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
(Приказ № 494/163 от 6 сентября 1971 г)
  1. Кокорева И.А.                      – Председатель Совета
  2. Соловьев В.И.                      – заместитель председателя
  3. Погожева Л.П.                     – заместитель председателя
  4. Сытин В.А.                           – заместитель председателя
  5. Ерошина Н.В.                       – ответственный секретарь
члены Совета:
  1. Арнштам Л.О.
  2. Агранович Л.Д.
  3. Агишев О.А.
  4. Балихин А.Е.
  5. Беляев В.С.
  6. Блейман М.Ю.
  7. Данелия Г.Н.
  8. Ежов В.И.
  9. Капралов Г.А.
  10. Котов Е.С.
  11. Лунгин С.Л.
  12. Метальников Б.А.
  13. Маклярский М.Б.
  14. Михалков-Кончаловский А.С.
  15. Нагибин Ю.М.
  16. Фигуровский Н.Н.
  17. Щербина В.В.
  18. Юренев Р.Н.
  19. Ханютин Ю.М.
СПИСОК ПЕДАГОГОВ СЦЕНАРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ( 1971 – 1972 гг. )

 Лекции и беседы по мастерству кинодраматурга –

  • Лунгин С.Л.
  • Ежов В.И.
  • Зак А.Г.
  • Кузнецов И.К.
  • Агишев О.А.
  • Фигуровский Н.Н.
  • Брагинский Э.В. и Рязанов Э
  • Анненский И.М.

Теория кинодраматургии – Вайсфельд И.В.

  • Блейман М.Ю.
  • Демин В.П.
  • Шатерникова М.С.
  • Фомин В.И.
  • Дьяченко В.М.

Основы кинорежиссуры –

  • Трауберг Л.З.
  • Скворцов С.К.

Беседы о мастерстве кинорежиссера –

  • Хуциев М.М.
  • Кончаловский А.С.
  • Шепитько Л.Е.
  • Карасик Ю.Ю.
  • Иоселиани О.Д.
  • Мотыль В.Я.
  • Герасимов С.А.
  • Бондарчук С.Ф.

Основы операторского мастерства – Гальперин А.В.

Основы монтажа – Лихачева Т.С.

Организация кинопроизводства – Семенов Р.А.

История кино СССР –

  • Зоркая Н.М.
  • Турицин В.
  • Клейман Н.И.

История зарубежного кино –

  • Разлогов К.Э.
  • Уилов В.А.
  • Божович В.И.
  • Богемский Г.Д.
  • Тертерян И.А.
  • Шатерникова М.С.
  • Рубанова И.И.
  • Генс И.
  • Дробашенко С.В.

Музыка в фильме – Каретников Н.Н.

Научное кино – Васильков И.А.

Документальное кино – Дробашенко С.В.

Марксистско-ленинская эстетика – Скатерщиков В.К.

Лекции по отдельным проблемам философии, социологии, научного коммунизма –

  • Давыдов Ю.Н.
  • Карпинский Л.В.
  • Иванов В.В.
  • Араб-оглы Э.А.
  • Караганов А.В.
  • Романов А.В.

Обзорные лекции по литературе, театру, изобразительному искусству –

  • Кузнецов М.М.
  • Урнов Д.М.
  • Великовский С.И.
  • Зверев А.М.
  • Потапова З.М.
  • Фрадкин И.М.
  • Комиссаржевский В.Г.
  • Соболев Ю.А.

Обзорные лекции по международному положению и др. полит. вопросам: цикл лекций по современному положению США – лекторы – научные сотрудники Института США: Никифоров Б.С., Лукин В.П. Генри Э., Вахрамеев А.В., Ицков И.М., Абгарян Н.М., Олещук Ф.М. – лекции о международном положении.