НАБОР 1965 – 1967 гг.

Меню архива

Приказом Председателя Комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР № 245/150 от 6 августа 1964 года Высшие сценарные и Высшие режиссерские курсы были реорганизованы в Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров.

Еще до реорганизации курсов приказом Комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР “О выпуске слушателей Высших сценарных курсов (второй набор)” от 22 июня 1964 года за № 192/106 был объявлен набор (3-й). Занятия было решено начать с 1 января 1965г. 7 декабря того же года приказом Госкино и Оргкомитета СРК СССР был издан приказ № 382/234 “ О составе приемной комиссии по отбору слушателей на сценарное отделение Высших двухгодичных курсов сценаристов и режиссеров” В республики были разостланы циркулярные письма о наборе. В условия о наборе было внесено существенное изменение. абитуриентам было предложено представить на конкурс либретто или заявку на сценарий (до 15 страниц), который абитуриент собирается писать во время учебы на курсах. (оп.1 арх. № 83).

Вступительные экзамены на курсы проходили в первой половине января 1965 г. Экзаменовалось 45 человек. Абитуриенты были разделены на 2 группы.

1 группа письменно рецензировала фильм “Наш честный хлеб” и писала литературные этюды на темы – “Враги”, “Подвиг”, “Неожиданная встреча”.

2 группа рецензировала фильм “До свидания, мальчики” и писала литературные этюды на темы – “Враги”, “Подвиг”, “Неожиданная встреча”, “Расставание” “Первая любовь”, “Секрет”.

Среди абитуриентов этого набора – писатель-сатирик Андрей Кучаев (не поступивший на курсы в этом наборе, поступивший на курсы в 1974 году), будущая сценаристка Альбина Шульгина. Более подробные сведения о ходе данного набора можно найти – оп.1 арх.№№ 85, 92.

Приказом Госкино СССР от 6 февраля 1965г. № 37 на курсы было зачислено 22 слушателя и 5 вольнослушателей. Позднее дополнительными приказами на курсы были зачислены: от Эстонии – Эльманович Т.В. (Пр. № 79 от 21 марта 1965г.), от Украины – Колесников Г.А. (Пр.№ 119 от 25 марта), была зачислена вольнослушателем В.В. Духина и иностранцы Бранев Георгий Неделчев (Болгария), Карасимеонов Александр Пантлеев (Болгария), Дженти Анджело (Гьечи В.)-Албания.

За время учебы были переведены из числа вольнослушателей в состав слушателей Духина В.В. (пр.№ 425к от 19 июня 1966г.), Бирюков А.М., Маркиш Д.П. (Пр.№ 207к от 27 июля 1965г.), Полонский Г.И. (переведен в состав слушателей курсов с 1 ноября 1965г.)

На курсах было образовано 10 творческих мастерских:
А.Я. Каплера
Л.А. Кулиджанова
С.Г. Нагорного
И.Г. Ольшанского
А.Д. Симукова
М.Ю. Блеймана
Е.И. Габриловича
С.А. Герасимова и Л.И. Беловой
В.И. Ежова
В.И. Соловьева

Учебные планы и программы хранятся в архивных папках №№157, 91, 152 (оп.1).

Архивная папка № 152 включает в себя программы по следующим курсам:

  • “Эволюция стилей и направлений в современном зарубежном искусстве” (преп. В. Колодяжная),
  • “Философия и киноискусство” (преп. Е. Вейцман),
  • проект программы по курсу “Теория и практика киносценария” (преп. И.В. Вайсфельд, Н.М. Зоркая, М.Ю. Блейман, В.Б. Шкловский, Л.А. Кожинова, Л.З. Трауберг, М.С. Шатерникова, Л.И. Белова, С.И. Фрейлих, В.П. Демин, И.Д. Маневич),
  • “Мастерство кинодраматурга” (преп. Е.И. Габрилович, Ю.Т. Дунский и В.С. Фрид, В.И. Ежов, С.Л. Лунгин и И.И. Нусинов, С.Г. Нагорный, М.Ю. Блейман, Л.З. Трауберг)

и список педагогов читавших сопутствующие курсу “Мастерство кинодраматурга” лекции:

  • С.И. Алешин, Г.Я. Авруцкий (“Психиатрия о характере и поведении”),
  • Я.Л. Варшавский, В.В. Иванов (“Структурные методы в языкознании и других гуманитарных науках”),
  • А.В. Караганов,
  • М.М. Кузнецов,
  • Л.А. Кулиджанов,
  • С.А. Герасимов.

Слушатели встретились также с авторами фильмов “Лебедев против Лебедева” Ф. Миронером, “Никто не хотел умирать” В. Жалакявичусом, “Тридцать три” В. Ежовым и Г. Данелия, “Перекличка” Д. Храбровицким, “Первый учитель” А. Кончаловским, “Долгая счастливая жизнь” Г. Шпаликовым, “Крылья” Л. Шепитько и В. Ежовым.

В этой же папке /арх.№ 152/ хранятся программы: “Кино скандинавских стран” /преп. В.Б. Матусевич/, “Композиция киносценария” Л.З. Трауберга /автограф/, программа по курсу “Основные этапы истории кино и развития кинодраматургии” /преп. С.С. Гинзбург/. Здесь же находится план лекций по курсу “ Проблемы современного искусства”, в который вошли лекции на следующие темы:

  • “Поиски современного искусства” /преп. Ю.Н. Давыдов/,
  • “Эстетика экзистенциализма” /преп. кандидат философ. наук А. Гайденко/,
  • “Художник и город” /преп. кандидат искусствоведения Б.И. Бродский/,
  • “Мода и стиль” /преп. с.н.с. ин-та искусствознания  Б. Шрагин/,
  • “Проблемы художественного воображения” /преп. канд. философ. наук Э. Ильенко/,
  • “Промышленная эстетика и современное общество” /преп. главный редактор журнала “Декоративное искусство” К. Кантор/,
  • “Теория и практика киносценария” /преп. К.К. Парамонова/.

Две лекции К.К. Парамоновой застенографированы /оп.1 арх. №№ 155, 156/.

Основные курсы, читавшиеся слушателям этого набора:

  • “Марксистско-ленинская эстетика”,
  • “Философия и киноискусство”,
  • “Мастерство кинодраматурга”,
  • “Теория кинодраматургии”,
  • “Кинорежиссура”,
  • “История зарубежного кино и стран народной демократии”,
  • “Организация кинопроизводства”,
  • “Основы операторского мастерства”.

Работа творческих мастерских нашла отражение в стенограммах заседаний совета сценарного отделения /в основном все они посвящены разным этапам работы над дипломными сценариями/ (оп. 1 арх.№№ 160-171, 177-188), а также в протоколах заседаний совета сценарного отделения (оп.1 арх.№№ 159, 167). Стенограммы обсуждений с арх. № 162 по арх. № 171 соответствуют протоколам, хранящимся в архивной папке № 159, стенограммы по защите дипломов с номера 177 по номер 183 соответствует протоколам из архивной папки за номером 167. В архивной папке за номером 161 находятся стенограммы по обсуждению дипломного сценария слушателя из предыдущего набора Н. Тихолова /Болгария/.

Стенограммы обсуждений дипломных сценариев  являются красноречивыми свидетельствами своего времени. Например, обсуждая сценарий Н. Тихолова “Понедельник утром” и снятый по нему фильм критик Ю. Ханютин говорит о том, что “с этой картины болгарское кино выходит на какую-то очень интересную дорогу” /арх.№ 161/. Любопытно как документ времени обсуждение сценария слушателя Д. Маркиша “Кадам, убивший ворону”, вызвавший резкое идейное неприятие членов Совета, вызванное в частности тем, что фабула носит библейский характер. Интересно также обсуждение сценария молдаванина С. Саки “Мост Калистрата” /диплом слушателю было решено не давать/, резко разделившего мнения членов Совета /арх.№ 166/. разные точки зрения, также хорошо иллюстрирующие время, вызвал сценарий А. Бирюкова “Длинные дни в середине лета” /арх.№ 177/. Для шестидесятых годов этот сценарий был шокирующе смелым: в нем рассказана история девочки, дочери проститутки, желающей заняться профессией своей матери. в обсуждении сценария звучат слова: “беспощадный реализм”, “самый рискованный сценарий из прочитанных за последние 10 лет” и т.д. Характеризует время и обсуждение принятого “на ура” сценария Рустама Ибрагимбекова “В одном южном городе”, члены Совета высказывают опасения, что производственная судьба этого блистательного, с общей точки зрения, сценария будет сложной.

В папке № 175 /оп.1/ содержатся аннотации на дипломные сценарии слушателей этого набора.

Помимо теоретического курса, работы над дипломными сценариями, слушатели прошли производственную практику на киностудиях; материалы, связанные с производственной практикой слушателей этого набора хранятся в оп.1 арх.№ 173.

Творческие работы слушателей в алфавитном порядке хранятся в описи №1 арх.№№ начиная с 259, личные дела слушателей хранятся в оп.1л, начиная с №1. Личное дело Маркиша Д.П. /не включенное в арх. опись/ можно найти в этой же описи /1л/ после арх.№ 103 в связке № 8.

СЛУШАТЕЛИ, ЗАЧИСЛЕННЫЕ НА СЦЕНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Приказом Председателя Комитета Совета Министров СССР по кинематографии   № 37 от 6 февраля 1965г.
  1. Ахундова А.Н.
  2. Бренцис Я.А.
  3. Бридака Л.Я.
  4. Битов А.Г.
  5. Безручко А.И.
  6. Габриадзе Р.Л.
  7. Гапаров М.
  8. Герман И.Н.
  9. Григорьева Н.А.
  10. Жусубалиев К.
  11. Зуев В.И.
  12. Ибрагимбеков Р.И.
  13. Искаков А.
  14. Лакербай Ю.А.
  15. Маканин В.С
  16. Матевосян Г.И.
  17. Преловский А.В.
  18. Пулатов Т.И.
  19. Сак С.Ф.
  20. Таран А.М.
  21. Тарханов А.С.
  22. Юзбашян М.О.

Вольнослушатели: Бирюков А.М., Ковальджи К.В., Маркиш Д.П., Полонский Г.Н., Строкопытов В.П.

 

СПИСОК ДИПЛОМНЫХ СЦЕНАРИЕВ
слушателей III набора
№№Ф.И.О. слушателяРеспубликаРуководитель мастерскойДипломный сценарийПроизводственная судьба сценария
1Ахундова А.Н.Азербайд.Л.А. Кулиджанов“Хлеб поровну”Азербайджанф-м, реж. Ш.Махмудбе ков, 70г., ф-м получил Госпрем. Азерб. ССР, 70г.
2Бирюков А.М.МоскваС.А. Герасимов, Л.И. Белова“Длинные дни в середине лета”
3Битов А.Г.ЛенинградЕ.И. Габрилович“Нарисуем – будем жить”Опубл. в сборнике “Аптекарский остров”, “Сов. пи сатель”, 68г.
4Бренцис Я.А.ЛатвияС.А. Герасимов, Л.И. Белова“Три березы”
5Бридака Л.Я.ЛатвияВ.И. Ежов“Ася”вышел под назв. “Лучи в стекле” Рижская к/с, 70г., реж. И.Кренберг
6Габриадзе Р.Л.ГрузияС.Г. Нагорный“Любовь, кинжал, измена”/”Паросс кий мрамор”/ Опубл. в журнале “Искусство кино” 68г, № 6Вышел под назв. “Необыкновенная выставка”, Грузия фильм, 69г., реж. Э.Шенгелая
7Гапаров М.КиргизияС.Г. Нагорный“Белый поезд”
8Герман И.Н.МолдавияС.Г. Нагорный“Непутевый”
9Григорьева Н.А.ОбнинскА.Я. Каплер“По небу полу- ночи”
10Жусубалиев К.КиргизияЛ.А. Кулиджанов“Девятое мая”
11Ибрагимбеков РАзербайд.С.А. Герасимов, Л.И. Белов“В одном южном городе”“В этом южном городе”, Азербай джанфильм, 69г, реж. Э.Кулиев
12Искаков К.КазахстанВ.И. Соловьев“Восточный тракт”Казахфильм, 67г., реж. Г.Овчаренко
13Колесников (Колесник) Г.А.УкраинаМ.Ю. Блейман“Поставь меня на землю”
14Лакербай Ю.А.БелоруссияА.Д. Симуков“Пять за поведение”вышел под назв. “Сотвори бой”, 69г Беларусьфильм, реж. Н. Калинин
15Маканин В.С.Мос.обл.С.А. Герасимов, Л.И. Белова“Прямая линия”к/с Горького, 67г, реж. Ю.Швырев
16Маркиш Д.П.МоскваЕ.И. Габрилович“Кадам, убивший ворону”
17Матевосян Г.И.АрменияВ.И. Ежов“Мы и наши горы”Арменфильм, 70г., реж. Г.Малян
18Полонский Г.И.МоскваИ.Г. Ольшанский“Журавль в небе” /”Доживем до понедельника”/к/с Горького, 68г., реж. С.Ростоцкий /Госпремия СССР 1970г./
19Преловский А.В.ИркутскА.Я. Каплер“От снега до снега”Одесская к/с, 68г., реж. Ю.Петров
20Пулатов Т.И.УзбекистанВ.И. Соловьев“Прочие населен ные пункты”вышел под назв. “Возвращение командира”, 69г., Узбекфильм, реж. Д. Салимов
21Эльманович Т.В.ЭстонияМ.Ю. Блейман“Каменщики”
22Бранев Г.Н.НРБВ.И. Соловьев“Сказка”
23Карасимеонов АНРБЕ.И. Габрилович“Главный свидетель”вышел под назв. “Особое мнение”, Софийская к/с, 70 реж. Я.Вазов и Л. Бояджиева

 

СОСТАВ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
по отбору слушателей на сценарное отделение (Приказ № 382/234 от 7 декабря 1964 г.)

Баскаков В.И. – зам. Председателя Госкино  председатель комиссии
Каплер А.Я. – председатель секции кинодраматургии Оргкомитета СРК  заместитель председателя
Дымшиц А.Л. – главный редактор сценарной редакционной коллегии  Главного управления художественной кинематографии,  заместитель председателя
Гракина В.И. – заместитель директора по учебной части Высших  сценарных курсов,  ответственный секретарь комиссии

Члены комиссии:
  1. Арнштам Л.О.                      – кинорежиссер
  2. Блейман М.Ю.                      – кинодраматург
  3. Белова Л.И.                           – критик
  4. Бирюкова В.С.                     – и.о. главного редактора к/с М.Горького
  5. Габрилович Е.И.                  – кинодраматург
  6. Громов Н.И.                         – ответственный секретарь Совета кинодраматургии при Союзе писателей
  7. Донской М.С.                       – кинорежиссер
  8. Дунский Ю.Т.                       – кинодраматург
  9. Зусева Р.С.                            – член сценарной редакционной коллегии Гл. управления худ. кинематографии
  10. Исаев К.Ф.                            – кинодраматург
  11. Караганов А.В.                    – зам. председателя Оргкомитета СРК СССР
  12. Кокорева И.А.                      – зам. начальника Главного управления худ. кинематографии
  13. Маклярский М.Б.                 – директор Высших сценарных курсов
  14. Малюгин Л.А.                      – кинодраматург
  15. Нагорный С.Г.                     – кинодраматург
  16. Ольшанский И.Г.                 – кинодраматург
  17. Помещиков Е.М.                  – кинодраматург
  18. Парамонова К.К.                  – критик
  19. Рекемчук А.Е.                      – гл. редактор сценарной редакционной коллегии к/с “Мосфильм”
  20. Розен С.Г.                             – заведующий отделом драматургии редакции журнала “Искусство кино”
  21. Соловьев В.И.                      – кинодраматург
  22. Спирина В.И.                       – кинодраматург
  23. Сытина Т.Г.                          – кинодраматург
  24. Сегеди А.Д.                          – член сценарной редакционной коллегии Главного управления худ. кинематографии
  25. Салынский А.Д.                   – драматург, представитель Союза писателей СССР
  26. Таланкин И.В.                      – начальник отдела кадров и учебных заведений Госкино
  27. Фрид В.С.                             – кинодраматург
  28. Ханютин Ю.М.                    – критик
  29. Хуциев М.М.                        – кинорежиссер
  30. Чекин И.В.                            – член сценарной редакционной коллегии Главного управления худ. кинематографии
  31. Щеглов И.И.                       – заместитель председателя секции кинодраматургии Оргкомитета СРК СССР
СОСТАВ СОВЕТА сценарного отделения ВКСР

Каплер Алексей Яковлевич                       – председатель Совета
Гракина Валентина Ивановна                   – ответственный секретарь Совета

члены Совета:
  1. Антонов Сергей Петрович
  2. Белова Людмила Ивановна
  3. Блейман Михаил Юрьевич
  4. Габрилович Евгений Иосифович
  5. Герасимов Сергей Апполинарьевич
  6. Ежов Валентин Иванович
  7. Зоркая Нея Марковна
  8. Караганов Александр Васильевич
  9. Кулиджанов Лев Александрович
  10. Кокорева Ирина Александровна
  11. Маклярский Михаил Борисович
  12. Нагорный Семен Григорьевич
  13. Ольшанский Иосиф Григорьевич
  14. Симуков Алексей Дмитриевич
  15.  Соловьев Семен Израйлевич
  16. Трауберг Леонид Захарович