Приказом Председателя Комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР № 245/150 от 6 августа 1964 года Высшие сценарные и Высшие режиссерские курсы были реорганизованы в Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров.
Еще до реорганизации курсов приказом Комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР “О выпуске слушателей Высших сценарных курсов (второй набор)” от 22 июня 1964 года за № 192/106 был объявлен набор (3-й). Занятия было решено начать с 1 января 1965г. 7 декабря того же года приказом Госкино и Оргкомитета СРК СССР был издан приказ № 382/234 “ О составе приемной комиссии по отбору слушателей на сценарное отделение Высших двухгодичных курсов сценаристов и режиссеров” В республики были разостланы циркулярные письма о наборе. В условия о наборе было внесено существенное изменение. абитуриентам было предложено представить на конкурс либретто или заявку на сценарий (до 15 страниц), который абитуриент собирается писать во время учебы на курсах. (оп.1 арх. № 83).
Вступительные экзамены на курсы проходили в первой половине января 1965 г. Экзаменовалось 45 человек. Абитуриенты были разделены на 2 группы.
1 группа письменно рецензировала фильм “Наш честный хлеб” и писала литературные этюды на темы – “Враги”, “Подвиг”, “Неожиданная встреча”.
2 группа рецензировала фильм “До свидания, мальчики” и писала литературные этюды на темы – “Враги”, “Подвиг”, “Неожиданная встреча”, “Расставание” “Первая любовь”, “Секрет”.
Среди абитуриентов этого набора – писатель-сатирик Андрей Кучаев (не поступивший на курсы в этом наборе, поступивший на курсы в 1974 году), будущая сценаристка Альбина Шульгина. Более подробные сведения о ходе данного набора можно найти – оп.1 арх.№№ 85, 92.
Приказом Госкино СССР от 6 февраля 1965г. № 37 на курсы было зачислено 22 слушателя и 5 вольнослушателей. Позднее дополнительными приказами на курсы были зачислены: от Эстонии – Эльманович Т.В. (Пр. № 79 от 21 марта 1965г.), от Украины – Колесников Г.А. (Пр.№ 119 от 25 марта), была зачислена вольнослушателем В.В. Духина и иностранцы Бранев Георгий Неделчев (Болгария), Карасимеонов Александр Пантлеев (Болгария), Дженти Анджело (Гьечи В.)-Албания.
За время учебы были переведены из числа вольнослушателей в состав слушателей Духина В.В. (пр.№ 425к от 19 июня 1966г.), Бирюков А.М., Маркиш Д.П. (Пр.№ 207к от 27 июля 1965г.), Полонский Г.И. (переведен в состав слушателей курсов с 1 ноября 1965г.)
На курсах было образовано 10 творческих мастерских:
А.Я. Каплера
Л.А. Кулиджанова
С.Г. Нагорного
И.Г. Ольшанского
А.Д. Симукова
М.Ю. Блеймана
Е.И. Габриловича
С.А. Герасимова и Л.И. Беловой
В.И. Ежова
В.И. Соловьева
Учебные планы и программы хранятся в архивных папках №№157, 91, 152 (оп.1).
Архивная папка № 152 включает в себя программы по следующим курсам:
и список педагогов читавших сопутствующие курсу “Мастерство кинодраматурга” лекции:
Слушатели встретились также с авторами фильмов “Лебедев против Лебедева” Ф. Миронером, “Никто не хотел умирать” В. Жалакявичусом, “Тридцать три” В. Ежовым и Г. Данелия, “Перекличка” Д. Храбровицким, “Первый учитель” А. Кончаловским, “Долгая счастливая жизнь” Г. Шпаликовым, “Крылья” Л. Шепитько и В. Ежовым.
В этой же папке /арх.№ 152/ хранятся программы: “Кино скандинавских стран” /преп. В.Б. Матусевич/, “Композиция киносценария” Л.З. Трауберга /автограф/, программа по курсу “Основные этапы истории кино и развития кинодраматургии” /преп. С.С. Гинзбург/. Здесь же находится план лекций по курсу “ Проблемы современного искусства”, в который вошли лекции на следующие темы:
Две лекции К.К. Парамоновой застенографированы /оп.1 арх. №№ 155, 156/.
Основные курсы, читавшиеся слушателям этого набора:
Работа творческих мастерских нашла отражение в стенограммах заседаний совета сценарного отделения /в основном все они посвящены разным этапам работы над дипломными сценариями/ (оп. 1 арх.№№ 160-171, 177-188), а также в протоколах заседаний совета сценарного отделения (оп.1 арх.№№ 159, 167). Стенограммы обсуждений с арх. № 162 по арх. № 171 соответствуют протоколам, хранящимся в архивной папке № 159, стенограммы по защите дипломов с номера 177 по номер 183 соответствует протоколам из архивной папки за номером 167. В архивной папке за номером 161 находятся стенограммы по обсуждению дипломного сценария слушателя из предыдущего набора Н. Тихолова /Болгария/.
Стенограммы обсуждений дипломных сценариев являются красноречивыми свидетельствами своего времени. Например, обсуждая сценарий Н. Тихолова “Понедельник утром” и снятый по нему фильм критик Ю. Ханютин говорит о том, что “с этой картины болгарское кино выходит на какую-то очень интересную дорогу” /арх.№ 161/. Любопытно как документ времени обсуждение сценария слушателя Д. Маркиша “Кадам, убивший ворону”, вызвавший резкое идейное неприятие членов Совета, вызванное в частности тем, что фабула носит библейский характер. Интересно также обсуждение сценария молдаванина С. Саки “Мост Калистрата” /диплом слушателю было решено не давать/, резко разделившего мнения членов Совета /арх.№ 166/. разные точки зрения, также хорошо иллюстрирующие время, вызвал сценарий А. Бирюкова “Длинные дни в середине лета” /арх.№ 177/. Для шестидесятых годов этот сценарий был шокирующе смелым: в нем рассказана история девочки, дочери проститутки, желающей заняться профессией своей матери. в обсуждении сценария звучат слова: “беспощадный реализм”, “самый рискованный сценарий из прочитанных за последние 10 лет” и т.д. Характеризует время и обсуждение принятого “на ура” сценария Рустама Ибрагимбекова “В одном южном городе”, члены Совета высказывают опасения, что производственная судьба этого блистательного, с общей точки зрения, сценария будет сложной.
В папке № 175 /оп.1/ содержатся аннотации на дипломные сценарии слушателей этого набора.
Помимо теоретического курса, работы над дипломными сценариями, слушатели прошли производственную практику на киностудиях; материалы, связанные с производственной практикой слушателей этого набора хранятся в оп.1 арх.№ 173.
Творческие работы слушателей в алфавитном порядке хранятся в описи №1 арх.№№ начиная с 259, личные дела слушателей хранятся в оп.1л, начиная с №1. Личное дело Маркиша Д.П. /не включенное в арх. опись/ можно найти в этой же описи /1л/ после арх.№ 103 в связке № 8.
Вольнослушатели: Бирюков А.М., Ковальджи К.В., Маркиш Д.П., Полонский Г.Н., Строкопытов В.П.
№№ | Ф.И.О. слушателя | Республика | Руководитель мастерской | Дипломный сценарий | Производственная судьба сценария |
---|---|---|---|---|---|
1 | Ахундова А.Н. | Азербайд. | Л.А. Кулиджанов | “Хлеб поровну” | Азербайджанф-м, реж. Ш.Махмудбе ков, 70г., ф-м получил Госпрем. Азерб. ССР, 70г. |
2 | Бирюков А.М. | Москва | С.А. Герасимов, Л.И. Белова | “Длинные дни в середине лета” | |
3 | Битов А.Г. | Ленинград | Е.И. Габрилович | “Нарисуем – будем жить” | Опубл. в сборнике “Аптекарский остров”, “Сов. пи сатель”, 68г. |
4 | Бренцис Я.А. | Латвия | С.А. Герасимов, Л.И. Белова | “Три березы” | |
5 | Бридака Л.Я. | Латвия | В.И. Ежов | “Ася” | вышел под назв. “Лучи в стекле” Рижская к/с, 70г., реж. И.Кренберг |
6 | Габриадзе Р.Л. | Грузия | С.Г. Нагорный | “Любовь, кинжал, измена”/”Паросс кий мрамор”/ Опубл. в журнале “Искусство кино” 68г, № 6 | Вышел под назв. “Необыкновенная выставка”, Грузия фильм, 69г., реж. Э.Шенгелая |
7 | Гапаров М. | Киргизия | С.Г. Нагорный | “Белый поезд” | |
8 | Герман И.Н. | Молдавия | С.Г. Нагорный | “Непутевый” | |
9 | Григорьева Н.А. | Обнинск | А.Я. Каплер | “По небу полу- ночи” | |
10 | Жусубалиев К. | Киргизия | Л.А. Кулиджанов | “Девятое мая” | |
11 | Ибрагимбеков Р | Азербайд. | С.А. Герасимов, Л.И. Белов | “В одном южном городе” | “В этом южном городе”, Азербай джанфильм, 69г, реж. Э.Кулиев |
12 | Искаков К. | Казахстан | В.И. Соловьев | “Восточный тракт” | Казахфильм, 67г., реж. Г.Овчаренко |
13 | Колесников (Колесник) Г.А. | Украина | М.Ю. Блейман | “Поставь меня на землю” | |
14 | Лакербай Ю.А. | Белоруссия | А.Д. Симуков | “Пять за поведение” | вышел под назв. “Сотвори бой”, 69г Беларусьфильм, реж. Н. Калинин |
15 | Маканин В.С. | Мос.обл. | С.А. Герасимов, Л.И. Белова | “Прямая линия” | к/с Горького, 67г, реж. Ю.Швырев |
16 | Маркиш Д.П. | Москва | Е.И. Габрилович | “Кадам, убивший ворону” | |
17 | Матевосян Г.И. | Армения | В.И. Ежов | “Мы и наши горы” | Арменфильм, 70г., реж. Г.Малян |
18 | Полонский Г.И. | Москва | И.Г. Ольшанский | “Журавль в небе” /”Доживем до понедельника”/ | к/с Горького, 68г., реж. С.Ростоцкий /Госпремия СССР 1970г./ |
19 | Преловский А.В. | Иркутск | А.Я. Каплер | “От снега до снега” | Одесская к/с, 68г., реж. Ю.Петров |
20 | Пулатов Т.И. | Узбекистан | В.И. Соловьев | “Прочие населен ные пункты” | вышел под назв. “Возвращение командира”, 69г., Узбекфильм, реж. Д. Салимов |
21 | Эльманович Т.В. | Эстония | М.Ю. Блейман | “Каменщики” | |
22 | Бранев Г.Н. | НРБ | В.И. Соловьев | “Сказка” | |
23 | Карасимеонов А | НРБ | Е.И. Габрилович | “Главный свидетель” | вышел под назв. “Особое мнение”, Софийская к/с, 70 реж. Я.Вазов и Л. Бояджиева |
Баскаков В.И. – зам. Председателя Госкино председатель комиссии
Каплер А.Я. – председатель секции кинодраматургии Оргкомитета СРК заместитель председателя
Дымшиц А.Л. – главный редактор сценарной редакционной коллегии Главного управления художественной кинематографии, заместитель председателя
Гракина В.И. – заместитель директора по учебной части Высших сценарных курсов, ответственный секретарь комиссии
Каплер Алексей Яковлевич – председатель Совета
Гракина Валентина Ивановна – ответственный секретарь Совета