Режиссеры-постановщики художественного фильма, 1964 год

Меню архива

Первый набор на режиссерское отделение был проведен в 1963 году.

Приемную комиссию возглавил кинорежиссер И. Пырьев, его заместители: С. Юткевич, Л. Трауберг, Л. Кулиджанов. В отборе кандидатов участвовали практически все известные московские кинорежиссеры. Это говорит о том, что идея курсов встретила горячий отклик в среде кинематографистов, курсам хотели помочь и помогали, они были близки кинопроизводству. 300 кандидатов подали на предварительный конкурс следующие работы:

  1. Отражение образа В.И. Ленина и его идей в советском киноискусстве.
  2. Очерк о творчестве крупного кинорежиссера.
  3. Режиссерская разработка известного литературного произведения /или фрагмента/.
  4. Репортаж о значительном событии, свидетелем которого был автор.
  5. Случай из жизни.

Первый тур конкурса был анонимным, работы подавались под девизами /А. Аскольдов – “Стремительный”, К. Геворкян – “Лазер”, М. Осепьян – “Фауст”, и т.д./ Среди рецензентов: А. Роом, М. Ромм, Р. Симонов, Б. Барнет. Эти рецензии сохранились в личных делах слушателей. На каждого кандидата было по одному рецензенту.
На второй тур – собеседование – было вызвано 48 человек. Приняли 30. Из Москвы, Ленинграда, России и союзных республик /Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Украина, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения/. В то время республики особенно нуждались в постановщиках, т.к. планы производства фильмов увеличивались, а квалифицированных кадров не было. Курсы были необходимы.

Срок обучения на курсах был минимальным – 2 года. Из них теоретическое обучение – 1 год. Летом слушатели проходили 2-х месячную производственную практику на киностудиях в съемочных группах в качестве ассистентов режиссеров.

Программа обучения была очень насыщенной. Каждую неделю проводились встречи со всеми наиболее интересными деятелями искусства, науки, советскими и зарубежными кинематографистами. Профессиональные предметы читали известные режиссеры – М. Ромм, С. Юткевич. “Работу с актером” вели Ю. Райзман и А. Мачерет, “Операторское мастерство” – А. Головня. С самого первого набора на курсах читал А. Тарковский. Слушателям преподавали английский, французский и русский язык. Художественным руководителем отделения был Л.З. Трауберг, известный режиссер и теоретик кино, человек энциклопедических знаний. Он также читал курс “Литература и кинематограф”.

Вообще, система обучения на курсах была задумана в каком-то смысле как “элитарная”, (впоследствии в обиходе курсы стали именоваться “лицеем”). С небольшим количеством слушателей на курсах занималась целая плеяда самых крупных, самых ярких мастеров кино. Слушатели, со своей стороны, тоже были подготовлены к учебе. Все имели высшее образование, все знали кинопроизводство /т.к. пришли с него/, являлись в основном уже сложившимися творческими личностями. Кроме того, они были “желанны” для киностудий, их ждали, они сразу готовились к серьезной работе. Все это способствовало созданию совершенно особой, уникальной атмосферы курсов – творческой свободы и высокого профессионализма.

На втором году обучения продолжались занятия по “Работе с актером” /всего было 2 задания на площадке; в первом слушатели играли сами, для второго брали профессиональных актеров/ и велась подготовка дипломных сценариев. Первоначально диплом планировался как постановочный проект полнометражного фильма, но потом было решено, что в качестве диплома слушатели снимают короткометражный /2 части/ фильм. Курсовых работ не было, поэтому диплом должен был стать первой съемочной работой. И тем не менее, многие слушатели получили от киностудий предложения поставить полнометражные картины. Совет курсов дал свое согласие.
Ю. Райзман говорил на заседании Совета: “Это будет редчайшим случаем, если вдруг человек, прослушав курс 1,5 года, вдруг сможет сделать картину, да еще и полнометражную, да еще и хорошо. Мы не верим чудесам, но будем стараться способствовать им.” И чудо произошло. Дипломные фильмы этого набора оставили наиболее яркий след в истории курсов, открыли ряд новых имен в нашем кино. “В огне брода нет” Г. Панфилова, “небо нашего детства” Т. Океева, “3 дня Виктора Чернышова” М. Осепьяна, “Комиссар” А. Аскольдова и др. Всего 9 полнометражных фильмов. Остальные слушатели защитились короткометражными.

Конечно, жизнь курсов не была в этот период безоблачной. Многие помогали, но были и недоброжелатели. Жесткое давление осуществлял комитет по кинематографии, требовал строгого контроля за дипломами. Курсы наряду с киностудиями утвердили практически все этапы работы над фильмами. В качестве учебы это было полезно, но с курсов спрашивали за все неудачи, за все обнаруженные в фильмах идейные просчеты. Курсам дорого обошлись и первая неудача Юнгвальда-Хилькевича, и “Вий” и “Комиссар”. Было подготовлено специальное Постановление Госкино СССР о курсах, шел разговор о их закрытии. Л.З. Трауберг писал в кинокомитет: “Что за непонятная злость против отделения, которое при небольшом штате и затратах из 27 принятых режиссеров наверняка даст национальным студиям больше десятка молодых постановщиков.
Если дело во мне, в плохом руководстве, то снимать надо меня, а не прогрессивную идею курсов… Решительно не пойму, почему благую идею приема именно вместе режиссеров и сценаристов надо убивать…

Простите, что резок. Я ведь почти два года молчал и только работал и выслушивал попреки.”
Наряду с этим, кинокомитет все же много помогал курсам, поддерживал их, если они вступали с киностудиями в конфликт по творческим вопросам, касающимся дипломов. И, несмотря на регулярные отчеты в идейной благонадежности, на курсах создавались произведения чуждого официальному – свободного духа. Сказывалась атмосфера, которая царила на них. Курсы ругали, фильмы клали “на полку”. Но дух жил. И курсы продолжали оставаться маленьким “островом свободы” в нашем кино. За это все слушатели и преподаватели платили им огромной, горячей любовью. Архив сумел сохранить какие-то следы этой атмосферы – отчасти в письмах слушателей своим педагогам.
Вообще же, этот первый набор явился тем прочным фундаментом, на котором впоследствии было возведено все здание курсов. Дальнейшая их история – это развитие тех принципов обучения, которые были заложены здесь.

В первых наборах личные дела и творческие работы слушателей, как правило, хранятся в одной папке. В ней содержатся:

  • Личные документы /личный листок по учету кадров, заявление о приеме на курсы,
    автобиография, копия диплома о высшем образовании/.
  • Характеристика-рекомендация.
  • Вступительные работы и рецензия на них.
  • Отчет о практике.
  • Переписка с Госкино и киностудиями о дипломных фильмах.
  • Учебная карточка с указанием выполненных на курсах работ.
  • Протокол обсуждения сценария для диплома.

Сценарии дипломов хранятся только у тех слушателей, на которых заведены отдельные папки творческих работ.

Списки педагогов этого набора находятся в описи № 1 арх.№№ 77, 111, 461.

Списки приемной комиссии, педагогов по основным спец.дисциплинам и деятелей искусства и кино, с которыми проводились встречи, прилагаются.

Учебные планы – оп.№ 1, арх.№№ 77, 458, 460.

Стенограмма обсуждения итогов обучения по каждому слушателю персонально – оп.№ 1 арх.№ 462.

Протоколы и стенограммы защиты дипломов указаны ниже.

Справка о работе отделения – оп.№ 1, арх.№№ 111, 461.

Приемная комиссия – оп.№ 1, арх.№ 87.

№№Ф. И. О.№ описи, где хранится личное дело и творч. работы№ описи и дела с протоколом защ. дипломаДипломный фильм
1Аскольдов А.Я.1л №197“Комиссар” п/м, к/с им.Горького
2Браун У.В.1л №2031 №476“235 млн. лиц” п/м док. Рижская к/с
3Водэ Г.Д.1л №210“Шлагбаум” 2ч., Молдова-фильм
4Габескирия Г.Ш.1л №211“Первая дорога” 2ч., Грузия-фильм
5Геворкян К.С.1л №2121 №476“Капа” 2ч.
6Геокленов А.С.1л №214, (№496)
7Гутьерес Р.А.1л №220
8Ершов К.В.1л №2301 №471“Вий” п/м, Мосфильм совм. с Кропачевым
9Каневский А.И.1л №235, 1 №4991 №489“Миндальный цвет” “Рисует Игорь Сокол” док.
10Кропачев Г.Б.1л №2441 №471“Вий” п/м, Мосфильм совм. с Ершовым
11Ковалевская И.А.1л №238“Автомат” 1ч., Союзмультфильм
12Ливанов В.Б.1л №2501 №469,470“Самый, самый, самый” 2ч Союзмультфильм
13Кренберг И.А.1л №243, 1 №503“В предрассветной дымке” 4ч., Рижская к/с
14Мартынюк Л.В.1л №260, 1 №506“Западня” 3ч., Беларусьфильм
15Македонский В.Г.1л. №255“У моря, где мы играли” к/м
16Мартиросян Э.А.1л №258“Из времен года” 2ч., Арменфильм
17Николаев И.И.1л №2711 №471“Баллада о винтовке” 2ч.
18Океев Т.1л №274, 1 №№ (509,510)“Небо нашего детства” п/м, Киргизфильм
19Осепьян М.Д.1л №2761 №476“3 дня Виктора Чернышова” п/м
20Петров Ю.А.1л №282“Одесские каникулы” п/м, Одесская к/с
21Панфилов Г.А.   (№278)“В огне брода нет” п/м, Мосфильм
22Рашеев Н.Г.   (№290)“Туман” 3ч., Молдова-фильм
23Решетников Ю.В.1л №2911 №469,470“Лунные ночи” п/м, Мосфильм
24Рогов Ю.А.1л №2921 №471“Письмо” к/м, Мосфильм
25Руд-Герцовский И.И.1л №293“Колодец” 2ч., Литовская к/с
26Сауль Я.В.
27Тягно Ю.Б.
28Ходжаев Ф.1л №316, 1 №5211 №95“5 минут о счастье” 1ч., док., Узбекфильм
29Черченко А.П.1л №320не защитился
30Юнгвальд-Хилькевич Г.Э.1л №3261 №467“Формула радуги” п/м, Одесская к/с

Зачисление: Приказ Госкино № 7 от 13.01.64г., начало занятий – 24 января 1964 г.,
окончание занятий – 1 мая 1965 г., (Приказ об отчислении № 2 от 04.01.66)

С О С Т А В
конкурсной комиссии по отбору слушателей Высших курсов кинорежиссеров
  1. Пырьев И.Л. Режиссер  Союз работников кинематографии СССР Председатель комиссии
  2. Юткевич С.И. Режиссер  Союз работников кинематографии СССР Зам.председателя комиссии
  3. Трауберг Л.З. Курсы режиссеров – режиссер, художественный руководитель. Зам.председателя комиссии
  4. Кулиджанов Л.А. Режиссер Зам.председателя комиссии
  5. Яковлева Т.В. Отдел кадров и учебных заведений Госкомитета Ответственный секретарь комиссии
  6. Тарасова В.И. Отдел кадров и учебных заведений Госкомитета Член комиссии
  7. Разумовский В.В. Главное управление художественных фильмов Член комиссии
  8. Герасимов С.А. Режиссер Член комиссии
  9. Чухрай Г.Н. Режиссер Член комиссии
  10. Таланкин И.В. Режиссер Член комиссии
  11. Ростоцкий С.И. Режиссер Член комиссии
  12. Семенов Р.А. киностудия “Мосфильм” Член комиссии
  13. Марьямов Г.Б. Союз работников кинематографии СССР Член комиссии
  14. Новогрудский А.Е. Критик Член комиссии
  15. Храбровицкий Д.Я. Кинодраматург Член комиссии
  16. Богданов М.Л. Художник Член комиссии
  17. Мачерет А.В. Редактор Член комиссии
СПИСОК ПЕДАГОГОВ
отделения режиссеров-постановщиков художественного фильма
  1. Ромм М.И. – Режиссерский замысел
  2. Юткевич С.И. – Режиссура
  3. Райзман Ю.А. и Мачерет А.В.- Мастерство актера
  4. Трауберг Л.З. – Литература и кинематограф
  5. Зоркая Н.М. – История советского кино
  6. Колодяжная В.С. – История зарубежного кино
  7. Головня А.Д. – Операторское мастерство
  8. Вайсфельд И.В. – Кинодраматургия
  9. Лихачева Т.С. – Монтаж
  10. Харон Я.Е. – Музыкально-звуковое оформление фильма
  11. Вейцман Е.М. – Марксистско-ленинская философия
  12. Марьямов Г.Б. – Организация производства
  13. Высоцкий М.З. – Новое в кинотехнике
  14. Немечек Б.К. – Работа с художником
  15. Лобачева Л.В. – Английский язык
  16. Николаев О.П. – Французский язык
  17. Андреева В.А. – Русский язык
  18. Донской М.С.
  19. Высоцкий М.З.
  20. Немечек Б.К.
Встречи с деятелями кинематографа, литературы и искусств
  1. Алов А., Наумов В.
  2. Антонов С.П.
  3. Белокуров В.В.
  4. Блейман М.Ю.
  5. Бондарчук С.Ф., Соловьев В.И.
  6. Громова А.Г.
  7. Данин Д.С.
  8. Данелия Н.Г.
  9. Донской М.С.
  10. Жаров М.И.
  11. Караганов А.В.
  12. Кузнецов М.М.
  13. Кулиджанов Л.А.
  14. Клод Отан Лара
  15. Разумовский В.В.
  16. Розов В.С.
  17. Рязанов Э.А.
  18. Столпер А.Б.
  19. Сурин В.Н.
  20. Таланкин И.В.
  21. Тарковский А.А.
  22. Таривердиев М.Л.
  23. Французские кинематографисты: Жак Деми, Анесс Варда, Крис Марке
  24. Формэн Карл (2 встречи, Англия)
  25. Хуциев М.М.
  26. Чухрай Г.Н.
  27. Чирков Б.П.
  28. Шкловский В.Б.
  29. Эрмлер Ф.М.
  30. Японские кинематографисты
  31. Зархи А.Г.
  32. Румынские кинематографисты

Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии устанавливает следующий порядок контроля за работой над дипломными фильмами:

  • Руководство Высших курсов назначает на каждую работу выпускников художественного руководителя фильма из числа опытных режиссеров-постановщиков.
  • Запуск дипломных фильмов в производство может иметь место только при условии утверждения литературного и режиссерского сценария руководством Высших курсов с письменными заключениями.
  • Киностудии совместно с Высшими курсами, прежде чем начинать съемку фильмов, должны тщательно проанализировать проведение дипломантами подготовительного периода, актерских проб будущего фильма и дать в письменном виде оценку проделанной работы.
  • По мере съемок Высшие курсы совместно с художественным советом соответствующей студии систематически просматривают отснятый материал.
  • Приемка дипломных фильмов осуществляется киностудиями совместно с Высшими курсами сценаристов и режиссеров. Рассмотрение фильмов в Государственном комитете Совета Министров СССР по кинематографии и решение о выпуске их на союзный экран будет производиться при условии двустороннего заключения договора – со стороны Высших курсов и Государственного комитета по кинематографии соответствующей республики.

В.Баскаков