Первый набор на режиссерское отделение был проведен в 1963 году.
Приемную комиссию возглавил кинорежиссер И. Пырьев, его заместители: С. Юткевич, Л. Трауберг, Л. Кулиджанов. В отборе кандидатов участвовали практически все известные московские кинорежиссеры. Это говорит о том, что идея курсов встретила горячий отклик в среде кинематографистов, курсам хотели помочь и помогали, они были близки кинопроизводству. 300 кандидатов подали на предварительный конкурс следующие работы:
Первый тур конкурса был анонимным, работы подавались под девизами /А. Аскольдов – “Стремительный”, К. Геворкян – “Лазер”, М. Осепьян – “Фауст”, и т.д./ Среди рецензентов: А. Роом, М. Ромм, Р. Симонов, Б. Барнет. Эти рецензии сохранились в личных делах слушателей. На каждого кандидата было по одному рецензенту.
На второй тур – собеседование – было вызвано 48 человек. Приняли 30. Из Москвы, Ленинграда, России и союзных республик /Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Украина, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения/. В то время республики особенно нуждались в постановщиках, т.к. планы производства фильмов увеличивались, а квалифицированных кадров не было. Курсы были необходимы.
Срок обучения на курсах был минимальным – 2 года. Из них теоретическое обучение – 1 год. Летом слушатели проходили 2-х месячную производственную практику на киностудиях в съемочных группах в качестве ассистентов режиссеров.
Программа обучения была очень насыщенной. Каждую неделю проводились встречи со всеми наиболее интересными деятелями искусства, науки, советскими и зарубежными кинематографистами. Профессиональные предметы читали известные режиссеры – М. Ромм, С. Юткевич. “Работу с актером” вели Ю. Райзман и А. Мачерет, “Операторское мастерство” – А. Головня. С самого первого набора на курсах читал А. Тарковский. Слушателям преподавали английский, французский и русский язык. Художественным руководителем отделения был Л.З. Трауберг, известный режиссер и теоретик кино, человек энциклопедических знаний. Он также читал курс “Литература и кинематограф”.
Вообще, система обучения на курсах была задумана в каком-то смысле как “элитарная”, (впоследствии в обиходе курсы стали именоваться “лицеем”). С небольшим количеством слушателей на курсах занималась целая плеяда самых крупных, самых ярких мастеров кино. Слушатели, со своей стороны, тоже были подготовлены к учебе. Все имели высшее образование, все знали кинопроизводство /т.к. пришли с него/, являлись в основном уже сложившимися творческими личностями. Кроме того, они были “желанны” для киностудий, их ждали, они сразу готовились к серьезной работе. Все это способствовало созданию совершенно особой, уникальной атмосферы курсов – творческой свободы и высокого профессионализма.
На втором году обучения продолжались занятия по “Работе с актером” /всего было 2 задания на площадке; в первом слушатели играли сами, для второго брали профессиональных актеров/ и велась подготовка дипломных сценариев. Первоначально диплом планировался как постановочный проект полнометражного фильма, но потом было решено, что в качестве диплома слушатели снимают короткометражный /2 части/ фильм. Курсовых работ не было, поэтому диплом должен был стать первой съемочной работой. И тем не менее, многие слушатели получили от киностудий предложения поставить полнометражные картины. Совет курсов дал свое согласие.
Ю. Райзман говорил на заседании Совета: “Это будет редчайшим случаем, если вдруг человек, прослушав курс 1,5 года, вдруг сможет сделать картину, да еще и полнометражную, да еще и хорошо. Мы не верим чудесам, но будем стараться способствовать им.” И чудо произошло. Дипломные фильмы этого набора оставили наиболее яркий след в истории курсов, открыли ряд новых имен в нашем кино. “В огне брода нет” Г. Панфилова, “небо нашего детства” Т. Океева, “3 дня Виктора Чернышова” М. Осепьяна, “Комиссар” А. Аскольдова и др. Всего 9 полнометражных фильмов. Остальные слушатели защитились короткометражными.
Конечно, жизнь курсов не была в этот период безоблачной. Многие помогали, но были и недоброжелатели. Жесткое давление осуществлял комитет по кинематографии, требовал строгого контроля за дипломами. Курсы наряду с киностудиями утвердили практически все этапы работы над фильмами. В качестве учебы это было полезно, но с курсов спрашивали за все неудачи, за все обнаруженные в фильмах идейные просчеты. Курсам дорого обошлись и первая неудача Юнгвальда-Хилькевича, и “Вий” и “Комиссар”. Было подготовлено специальное Постановление Госкино СССР о курсах, шел разговор о их закрытии. Л.З. Трауберг писал в кинокомитет: “Что за непонятная злость против отделения, которое при небольшом штате и затратах из 27 принятых режиссеров наверняка даст национальным студиям больше десятка молодых постановщиков.
Если дело во мне, в плохом руководстве, то снимать надо меня, а не прогрессивную идею курсов… Решительно не пойму, почему благую идею приема именно вместе режиссеров и сценаристов надо убивать…
Простите, что резок. Я ведь почти два года молчал и только работал и выслушивал попреки.”
Наряду с этим, кинокомитет все же много помогал курсам, поддерживал их, если они вступали с киностудиями в конфликт по творческим вопросам, касающимся дипломов. И, несмотря на регулярные отчеты в идейной благонадежности, на курсах создавались произведения чуждого официальному – свободного духа. Сказывалась атмосфера, которая царила на них. Курсы ругали, фильмы клали “на полку”. Но дух жил. И курсы продолжали оставаться маленьким “островом свободы” в нашем кино. За это все слушатели и преподаватели платили им огромной, горячей любовью. Архив сумел сохранить какие-то следы этой атмосферы – отчасти в письмах слушателей своим педагогам.
Вообще же, этот первый набор явился тем прочным фундаментом, на котором впоследствии было возведено все здание курсов. Дальнейшая их история – это развитие тех принципов обучения, которые были заложены здесь.
В первых наборах личные дела и творческие работы слушателей, как правило, хранятся в одной папке. В ней содержатся:
Сценарии дипломов хранятся только у тех слушателей, на которых заведены отдельные папки творческих работ.
Списки педагогов этого набора находятся в описи № 1 арх.№№ 77, 111, 461.
Списки приемной комиссии, педагогов по основным спец.дисциплинам и деятелей искусства и кино, с которыми проводились встречи, прилагаются.
Учебные планы – оп.№ 1, арх.№№ 77, 458, 460.
Стенограмма обсуждения итогов обучения по каждому слушателю персонально – оп.№ 1 арх.№ 462.
Протоколы и стенограммы защиты дипломов указаны ниже.
Справка о работе отделения – оп.№ 1, арх.№№ 111, 461.
Приемная комиссия – оп.№ 1, арх.№ 87.
№№ | Ф. И. О. | № описи, где хранится личное дело и творч. работы | № описи и дела с протоколом защ. диплома | Дипломный фильм |
---|---|---|---|---|
1 | Аскольдов А.Я. | 1л №197 | – | “Комиссар” п/м, к/с им.Горького |
2 | Браун У.В. | 1л №203 | 1 №476 | “235 млн. лиц” п/м док. Рижская к/с |
3 | Водэ Г.Д. | 1л №210 | – | “Шлагбаум” 2ч., Молдова-фильм |
4 | Габескирия Г.Ш. | 1л №211 | – | “Первая дорога” 2ч., Грузия-фильм |
5 | Геворкян К.С. | 1л №212 | 1 №476 | “Капа” 2ч. |
6 | Геокленов А.С. | 1л №214, (№496) | – | – |
7 | Гутьерес Р.А. | 1л №220 | – | – |
8 | Ершов К.В. | 1л №230 | 1 №471 | “Вий” п/м, Мосфильм совм. с Кропачевым |
9 | Каневский А.И. | 1л №235, 1 №499 | 1 №489 | “Миндальный цвет” “Рисует Игорь Сокол” док. |
10 | Кропачев Г.Б. | 1л №244 | 1 №471 | “Вий” п/м, Мосфильм совм. с Ершовым |
11 | Ковалевская И.А. | 1л №238 | – | “Автомат” 1ч., Союзмультфильм |
12 | Ливанов В.Б. | 1л №250 | 1 №469,470 | “Самый, самый, самый” 2ч Союзмультфильм |
13 | Кренберг И.А. | 1л №243, 1 №503 | – | “В предрассветной дымке” 4ч., Рижская к/с |
14 | Мартынюк Л.В. | 1л №260, 1 №506 | – | “Западня” 3ч., Беларусьфильм |
15 | Македонский В.Г. | 1л. №255 | – | “У моря, где мы играли” к/м |
16 | Мартиросян Э.А. | 1л №258 | – | “Из времен года” 2ч., Арменфильм |
17 | Николаев И.И. | 1л №271 | 1 №471 | “Баллада о винтовке” 2ч. |
18 | Океев Т. | 1л №274, 1 №№ (509,510) | – | “Небо нашего детства” п/м, Киргизфильм |
19 | Осепьян М.Д. | 1л №276 | 1 №476 | “3 дня Виктора Чернышова” п/м |
20 | Петров Ю.А. | 1л №282 | – | “Одесские каникулы” п/м, Одесская к/с |
21 | Панфилов Г.А. | (№278) | – | “В огне брода нет” п/м, Мосфильм |
22 | Рашеев Н.Г. | (№290) | – | “Туман” 3ч., Молдова-фильм |
23 | Решетников Ю.В. | 1л №291 | 1 №469,470 | “Лунные ночи” п/м, Мосфильм |
24 | Рогов Ю.А. | 1л №292 | 1 №471 | “Письмо” к/м, Мосфильм |
25 | Руд-Герцовский И.И. | 1л №293 | – | “Колодец” 2ч., Литовская к/с |
26 | Сауль Я.В. | – | – | – |
27 | Тягно Ю.Б. | – | – | – |
28 | Ходжаев Ф. | 1л №316, 1 №521 | 1 №95 | “5 минут о счастье” 1ч., док., Узбекфильм |
29 | Черченко А.П. | 1л №320 | – | не защитился |
30 | Юнгвальд-Хилькевич Г.Э. | 1л №326 | 1 №467 | “Формула радуги” п/м, Одесская к/с |
Зачисление: Приказ Госкино № 7 от 13.01.64г., начало занятий – 24 января 1964 г.,
окончание занятий – 1 мая 1965 г., (Приказ об отчислении № 2 от 04.01.66)
Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии устанавливает следующий порядок контроля за работой над дипломными фильмами:
В.Баскаков