Режиссеры по монтажу художественных фильмов, 1985 год

Меню архива

В 1985 году впервые на курсах была организована подготовка кинорежиссеров по монтажу художественных фильмов. До сих пор эта профессия связывалась в основном с американской технологией производства фильмов. Никаких методик обучения ни на курсах, ни где-либо в стране не было. На это отделение предполагали принять только студийных работников, имеющих монтажную квалификацию. Первый тур конкурса должен был проходить на киностудиях. Но на студиях эта идея не встретила поддержки, работа не была проведена в срок, и поэтому отбор кандидатов производился на курсах в один этап. Были проведены экзамены: письменная работа /раскадровка литературного фрагмента с обозначением монтажного хода/ и коллоквиум, который выявлял способность абитуриентов к режиссерскому мышлению /задания на монтажное решение сюжетов, просмотр фильма и анализ его монтажного решения, т.д./.

Председателем Приемной комиссии был кинорежиссер В.С. Ордынский, он же проводил экзамены. Из 23 абитуриентов зачислили 12 /из них 2 – за счет направляющих организаций/. Не все зачисленные абитуриенты имели опыт монтажной работы – среди них были редакторы, научный сотрудник, но даже и те, кто пришел с производства, имели разную квалификацию, что создало немалые трудности в процессе обучения и, особенно, при выполнении дипломов.

Обучение началось с 1 января 1985 г. Председателем Совета был В.С. Ордынский, он же руководил учебным процессом. Затем в конце 1985 г. его заменили М.М. Хуциев и В.П. Фокин.

Обучение велось интенсивно. “Монтаж” читали В. Ордынский, В.П. Фокин, а также М. Хуциев, который давал задания на монтажную разработку литературного материала и др. Отдельно проводились занятия по технологии монтажа, по психологии зрительского восприятия. Курс “Кинорежиссуры” читал А.Н. Митта, проводились встречи с режиссерами. Были прочитаны курсы по “Изобразительному решению фильма”, “Звуковому решению фильма”, “Музыкальной композиции” и др.

Слушатели выполнили две курсовые работы на первом году обучения, и две – на втором. Первая курсовая работа – монтаж спортивной хроники. Слушатели сделали большой совместный фильм, где каждый эпизод был выполнен усилиями нескольких человек.

В конце первого полугодия слушатели были направлены на 30-дневную практику /июнь-август/, где выполнялась вторая курсовая работа – творческий анализ монтажного решения короткометражного фильма от замысла в литературном сценарии до экранного воплощения, самостоятельно слушатели должны были разработать и записать свой вариант монтажа 2-3 частей фильма.

На втором году обучения в связи с разной подготовкой слушателей для выполнения курсовой работы были организованы 3 группы. 1 группа, в которую входили слушатели, не имеющие опыта практической работы, делала монтаж из дублей сюжета “Ералаш”. 2 группа – монтаж своего варианта из остатков материала “Зимней вишни” и “Снегурочку вызывали?”. 3 группа, в которую входили опытные монтажеры, делала перемонтаж полнометражных фильмов /”Самая обаятельная и привлекательная”, “Искренне ваш” и др./

С 9 июня по 1 декабря 1986 г. слушатели были направлены на вторую производственную практику, целью которой было закрепление в условиях производства полученных знаний. Слушатели были направлены в съемочные группы на монтажно-тонировочный период. В задачу входило знакомство с замыслом фильма /на стадии сценария/ и освоение объема работ режиссера по монтажу по заданиям режиссера-постановщика. В отдельных случаях, если позволял опыт, слушатели прикреплялись на рабочие места.

В качестве четвертой курсовой работы слушатели получили материал со всеми дублями фильмов, снимавшихся в ЭМТО /”Защитники” и “Случай на охоте”/ и по этим дублям должны были сделать свои варианты монтажа, произвести индивидуальный подбор шумов и перезапись. Монтаж, озвучание и перезапись слушатели должны были производить во время практики, на производственной базе киностудий. итог практики: подробный письменный отчет о проделанной работе с творческим анализом замысла фильма и его реализации, отзыв режиссера-постановщика и курсовая работа.

С 1 января 1987 г. слушатели были направлены на киностудии. Несмотря на большое количество заданий во время учебы оказалось невозможным овладеть профессией, требующей главным образом практических навыков. Поэтому на диплом были направлены только слушатели, имевшие до поступления на курсы тарификационную категорию монтажеров. Они были направлены на полнометражные фильмы в качестве и.о. режиссеров по монтажу. Слушатели, имевшие квалификацию монтажниц, или не имевшие тарификации, были направлены на преддипломную практику в качестве монтажеров на п/м художественные фильмы. Вопрос об их направлении на диплом решался после выполнения  ими этой работы.

Не все выпускники этого набора защитили дипломы. Из тех, кто защитился 5 работают режиссерами по монтажу. Я. Боголепова и О. Трофимова помимо этой основной работы ведут активную педагогическую деятельность во ВГИКе и на курсах.

 

Документы, хранящиеся в личных делах:

  • личные документы /заявление, личный листок, автобиография, копия диплома/характеристика от киностудии
  • вступительная экзаменационная ведомость
  • приказ о зачислении
  • характеристика руководителя произв. практики
  • отзывы на дипломную работу

Творческие работы:

  • Экзаменационная работа /монтажная разработка/
  • 1 курсовая работа: отчет о практике и монтажная запись своего варианта 2-х частей фильма
  • 2 курсовая работа: теоретическая часть /анализ монт. решения/ и поэпизодный план своего варианта монтажа
  • 3 курсовая работа: теоретическая часть
  • Монтажная разработка литературного фрагмента
  • Теоретическая часть дипломной работы

Документы по учебному процессу:

  • Учебные программы – оп.6 № 236
  • Документы приемной комиссии – оп.6 № 237
  • Протоколы Совета – оп.6 №№ 241, 246, 251, 257
РЕЖИССЕРЫ ПО МОНТАЖУ
№№Ф.И.О. слушателейХранен лич.делХранен. тв.работПриказ о зачислен.Приказ о выпускеПротокол защитыПриказ о тарификации
1Азимова Н.Р.оп.5 №231оп.6 №29029.12.84 № 597к13.02.87 № 118к
2Вигдорчик И.И.№232№29123.01.85 № 35к-”-31.10.89 №535к
3Емельянова М.Г.№233№29229.12.84 №597к-”-оп.6 №257
4Заболоцкая Е.Р.№234№293-”--”-№25120.04.87 №330к
5Колхидашвили Е.Р№235№294-”--”-26.12.88 №867к
6Логинова Н.Л.№236№295-”--”-
7Мельман Л.Н.№237№296-”--”-№25127.10.87 №939к
8Пригожин В.Е.№238№29723.01.85 №35к-”-
9Трофимова О.К.№239№29829.12.84 №597к-”-
10Трояновская И.И.№240№299-”--”-
11Боголепова Я.Б.-”-№25113.02.87 №118к
12Ниязов М.-”-№25702.02.88 №75к

 

СОСТАВ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
режиссеров по монтажу
  1. Ордынский В.С.                              – председатель комиссии
  2. Суменова В.И.                                 – ответственный секретарь
Члены комиссии:
  1. Бунеев Б.А.
  2. Герасимов С.А.
  3. Губенко Н.Н.
  4. Дмитриев И.В.
  5. Иванова Л.Г.
  6. Костиков П.К.
  7. Котов Е.С.
  8. Кокорева И.А.
  9. Климов Э.Г.
  10. Кулиш С.Я.
  11. Мамилов А.А.
  12. Меньшов В.В.
  13. Медведев А.Н.
  14. Митта А.Н.
  15. Маслова С.М.
  16. Репина А.В.
  17. Ткаченко В.М.
  18. Хуциев М.М.

 

СПИСОК ПЕДАГОГОВ
отделения кинорежиссеров по монтажу

Кинорежиссура:

  • Митта А.Н.
  • Трауберг Л.З.
  • Авербах И.А.
  • Меньшов В.В.
  • Абдрашитов В.В.
  • Соловьев С.А.

Теория и практика монтажа:

  • Хуциев М.М.
  • Фокин В.П.
  • Головня Е.В.
  • Ордынский В.С.
  • Матвеева Л.В. /организация зрительского восприятия/

Изобразительное решение фильма:

  • Адабашьян А.А.
  • Алисов В.В.
  • Нахабцев В.Д.
  • Лавров Г.Н.

Звуковое решение фильма:

  • Казарян Р.А.

Организация кинопроизводства:

  • Литвак М.А.

Музыкальная композиция:

  • Гладков Г.И.
  • Зив М.Н.

Мастерство кинодраматурга:

  • Володарский Э.Я.
  • Эйдельман Н.Я.