ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ № 4

ВОПРОСЫ по История отечественного кино:

Часть1 Продолжаем разговор о кино улицы и человека с улицы с точки зрения «необычайной любви кинематографа к реальному материалу» (Лев Кулешов, если кто забыл)

  1. Автор замысла фильма Виктор Шкловский неоднократно подчеркивал, говоря о его героях: «Это трое хороших людей». В чем же тогда конфликт?

2..Главный специалист по творчеству А.Роома Ирина Гращенкова отметила, что «Третья Мещанская» строится на столкновении двух пространств – макро- и микромира. В чем оно проявляется? Как влияет на сюжет?

3.Как проваляются и работают в фильме понятия «верх» и «низ»?

4.Все писавшие о фильме отмечали «игру с вещами» – т.е. работу с деталью. Почему речь идет именно об игре?

Как она проявляется? Для чего служит?

 

Часть 2 Собравшись с силами, обращаемся к жанру, в минувшем веке признанному вершиной советского киноавангарда 20-х – монтажной историко-революционной эпопее. Попробуем посмотреть на неё с двух противоположных точек зрения – творца и зрителя. Точка отсчета – «Стачка» и «Потемкин».

1.На предыдущем занятии шла речь о фильмах, где само течение жизни оказывается, в конечном счете, сюжетом. А как бы вы определили общую сюжетную модель историко-революционной эпопеи (историю её героя)?

2..Почему  монтажная поэтика связана именно с темой революции? В чем здесь заключается главная роль монтажа?

3.Что меняется в принципах подачи образа героев  по мере формирования жанра от «Стачки» к «Вавилону…» и «Арсеналу»?

4.Как эволюционирует выразительность кадра, его композиция, ракурс?

5.В чем основное значение ракурсной съемки в монтажной ист.-рев.эпопее?

5а.Обратите внимание на роль и место монументов в фильмах, особенности их подачи. В чем здесь их основная функция?

5б. Как сняты Земляк-большевик и Тимош в финальных кадрах «Конца СПб» и «Арсенала»?

Что читать:

1.По счастью, в интернете обнаружил  «Вопросы киноискусства» вып.11, где помещена классическая и основополагающая работа Н.И.Клеймана «Кадр как ячейка монтажа» Вот ссылка. https://imwerden.de/publ-8298.html Н.Клейман  Особо рекомендую Е.Бартанову в ответ на его вопрос на прошлом занятии. По мне – это самое лучшее и внятное о сути монтажа..

2 С опозданием сообразил, что есть такой замечательный сайт как «Чапаев», где собраны разнообразные материалы по советскому кино – в т.ч. и интересующим нас фильмам.

https://chapaev.media/films/192 «Новый Вавилон»

https://chapaev.media/faces/1301 Абрам Роом

https://chapaev.media/articles/3525 Пудовкин особенно обратите внимание на текст Л.Козлова «Пленник монтажной идеи»)