пырьев иван александрович

(04.11.1901, село Камень-на-Оби, Алтай - 07.02.1968, Москва)

Режиссер, сценарист, актер.

Родился в селе Камень-на-Оби, на Алтае. В 1916-1920 гг. служил в армии. В 1923 окончил актерское отделение ГЭКТЭМАС, параллельно учился на режиссерском отделении. С 1921 — актер 1-го Рабочего театра Пролеткульта. Играл в спектаклях у С. Эйзенштейна («Мексиканец») и В. Мейерхольда («Лес»). 

С 1925 — сценарист, ассистент реж. и режиссер к/ст «Госкино», «Пролеткино», «Союзкино» (ныне — «Мосфильм»). С 1926 — пом. режиссера на фильмах Ю. Тарича, автор и соавтор сценариев «Оторванные рукава», «Токарь Алексеев», «Будьте такими», «Переполох», «Третья молодость», «Перегон смерти». Директор к/ст «Мосфильм» (1954-1957). Основатель Союза Кинематографистов СССР. В 1956 г. был инициатором создания Высших режиссерских курсов при «Мосфильме».

Народный артист СССР (1948), Лауреат Гос. премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторые премии среди художественных фильмов за 1959 год.

ИВАН ПЫРЬЕВ — в кинематографе 40 лет и 4 жизни. Одна общественно-административная: основатель творческого союза, директор «Мосфильма», депутат Верховного Совета. И три творческие, совершенно разные. Мощной энергетики сибиряка, человека от земли, интеллигента в первом поколении хватило на все.

В искусство вошел как актер театра Вс. Мейерхольда и пролеткультовских спектаклей С. Эйзенштейна. Вкус к острой, яркой форме и злободневному материалу принес в кино. Первые фильмы: бытовая комедия «Посторонняя женщина» (1929) и социальная сатира «Государственный чиновник» (1931). И сразу удар идеологической дубинки: «Государственный чиновник» запрещен и подвергнут переделке, так же, как позднее фильм «Партийный билет» (1936), политическая бдительность и непримиримость которого в первом варианте показались самому Сталину недостаточными. Фильм переделан, принят, идет по всей стране. Этим завершается первая творческая жизнь Пырьева. Меняются материал и жанр фильма, — с ним и главная актриса, муза, жена, Ада Войцик.

Вторая жизнь приходится на страшное время (1937—51), а для него оно поистине триумфальное. Шесть Сталинских премий (абсолютный рекорд), звание Народного артиста, всенародная зрительская любовь. Пырьев нашел тип фильма, идеологически безупречный и надежный и плюс к тому, полюбившийся массовому зрителю. Пырьевский народный фильм (о народе и для народа) — лирическая музыкальная комедия, по-существу киносказка о борьбе добра со злом, о стремлении героев к счастью, с неизменным финалом в виде свадебного пира. Замечательные песни, которые завтра пела вся страна, мажорные трудовые сцены, комические интермедии, лирическая стихия без края, боже упаси, никакой эротики. Социальные реалии, такие, как соревнование бригад, колхозные, оборонные проблемы, дружба народов были новым, современным фоном для вечных коллизий. И в центре светловолосая, голубоглазая, миловидная Марина Ладынина — главная актриса, муза, жена второй творческой жизни Пырьева.

Именно по такой модели была создана «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), а после войны «Кубанские казаки» (1950). Даже война не смогла сломить такой тип фильма, хотя и внесла в него суровый драматизм и пафосный героизм, иные песенные мотивы. «В шесть часов вечера после войны» (1944) и «Сказание о земле сибирской» (1947) — в них новыми были только мужские типы и типажи. Эти фильмы своей красотой осветили такие актеры, как Евгений Самойлов и Владимир Дружников. Закономерно вторая жизнь Ивана Пырьева завершилась вместе с концом сталинской эпохи. Восемь лет он готовился к третьей и последней творческой жизни, отдав ее Ф. Достоевскому. Он зачитывался и восхищался им по-своему: «Какие характеры, какие страсти!» Цикл экранизаций «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1960), «Братья Карамазовы» (1967—68) — это был лубочный Достоевский, не для избранных, для всех. Мелькнула и растаяла очаровательная, черноглазая Людмила Марченко — Настенька из «Белых ночей». Роль Грушеньки сыграла темпераментная Лионелла Скирда-Пырьева.

«Иваном Грозным» называли его между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь.

Ирина Гращенкова

Фильмография:

  • 1925 Морока (пом. режиссера)
  • 1925 Первые огни (пом. режиссера)
  • 1926 Крылья холопа (пом. режиссера)
  • 1926 Мабул (асс. режиссера)
  • 1926 Расплата (пом. режиссера)
  • 1927 Булат-батыр (асс. режиссера)
  • 1927 Лесная быль (асс. режиссера)
  • 1928 Герои домны (асс. режиссера)
  • 1928 Свои и чужие (асс. режиссера)
  • 1929 Посторонняя женщина
  • 1930 Государственный чиновник
  • 1933 Конвейер смерти
  • 1936 Партийный билет
  • 1937 Богатая невеста
  • 1939 Трактористы
  • 1940 Любимая девушка
  • 1941 Свинарка и пастух
  • 1942 Секретарь райкома
  • 1944 В шесть часов вечера после войны
  • 1947 Сказание о земле Сибирской
  • 1949 Кубанские казаки
  • 1952 Мы за мир (совм. с И.Ивенсом, док.)
  • 1954 Испытание верности
  • 1958 Идиот
  • 1959 Белые ночи
  • 1961 Наш общий друг
  • 1964 Свет далекой звезды
  • 1968 Братья Карамазовы (закончен М.Ульяновым и К.Лавровым)